Перед референдумом в Иракском Курдистане: обстановка взрывоопасна

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
На минувшей неделе тема, связанная с предстоящим плебисцитом о независимости Иракского Курдистана, приобрела особую остроту, драматизм и угрожающий характер.  Курды твёрдо стоят на своём, и в Багдаде, похоже, стали сдавать нервы.
 
Согласно официальному сообщению Высшей независимой избирательной комиссии Иракского Курдистана, автономия готова на 95% к проведению референдума, завершаются последние подготовительные процедуры. Дата голосования 25 сентября остаётся неизменной, при этом планируется, что курды, проживающие за границей, а также представители силовых структур и сотрудники медицинских учреждений, будут голосовать двумя днями раньше. Таким образом, счёт скоро пойдёт на часы.
 
12 сентября Эрбиль посетил вице-президент Ирака Айяд Алляви. По итогам встречи с президентом М. Барзани он примирительно заявил, что голосование за независимость в Курдистане «не означает конца пути в отношении единства и целостности Ирака». Политик подчеркнул: «Мы призываем успокоить ситуацию и провести конструктивные переговоры между иракскими партиями и, конечно, в первую очередь с курдскими партиями и руководством автономии, чтобы достичь мира и безопасности для всего Ирака, включая Курдистан».  Однако уже на следующий день начались события, которые существенно осложнили ситуацию: в Багдаде перешли к решительным действиям и эскалация конфликта произошла. 
 
Премьер Хейдар аль-Абади выступил с прямыми угрозами в адрес курдов, заявив, что Эрбиль потеряет всё, чего он добился после 2003 года. Глава правительства отправил в парламент серию запросов, в соответствии с которыми были приняты несколько скандальных решений, причём курдские депутаты бойкотировали сессии. 13 сентября около 170 собравшихся законотворцев постановили признать курдский референдум незаконным, а спикер парламента Салим аль-Джабури заявил, что данное решение «обязует премьер-министра принять все меры для сохранения территориальной целостности Ирака».
 
14 сентября в иракском парламенте приняли решение сместить с должности губернатора провинции Таамим (Киркук) Н. Омара Кярима в связи с тем, что провинциальный совет проголосовал за участие в референдуме о независимости вместе с остальной частью Курдистана. Кульминацией активности стало принятое 16 сентября решение уволить президента страны Фуада Масума (курд), обвинив его в нарушении присяги и поддержке референдума о независимости Иракского Курдистана.
 
Ответная реакция последовала незамедлительно. Президент Масуд Барзани заявил: «Каждый день иракским парламентом предпринимаются все более зловещие шаги. Нынешнее состояние парламента Ирака не оставляет возможности для диалога... Суть политического большинства состоит в том, что они всё, что хотят, будут красить в цвет парламента и навязывать это нам во имя закона. Очень странно, что, когда нация требует своих прав, они говорят, что это преступно и антиконституционно. У нас осталось два варианта: либо подчинение, либо независимость. Мы никому не угрожаем, но кто хочет угрожать народу Курдистана силой, пусть придет и попробует». Курдский лидер добавил: «Мы должны думать о будущем. Я вижу это будущее только в том, что мы станем соседом Багдада». Президента поддержали многие курдские политики. Так, член политбюро правящей «Демократической партии Курдистана» Махмуд Мухаммад указал, что второго шанса у курдов может и не быть. 
 
Основанием для принятия Багдадом упомянутых радикальных мер стал, по-видимому, тот факт, что федеральным властям удалось заручиться весомой международной поддержкой. По словам официального представителя иракского внешнеполитического ведомства, «в ответ на просьбу министра иностранных дел Ирака Ибрагима аль-Джаафари на министерском совещании Лиги арабских государств (ЛАГ) совет МИД принял совместное решение отвергнуть референдум о независимости региона Курдистан». 
 
Ранее за сохранение целостности Ирака высказались Франция, Россия и ряд других стран. Турция и Иран высказали убеждение, что проведение референдума в Иракском Курдистане может спровоцировать рост напряжённости, причём Турция пошла дальше: 15 сентября премьер-министр Бинали Йылдырым заявил: «Мы не хотим вводить никакие санкции. Однако если все же это [референдум] произойдет, то пусть они знают, что у нас выработан четкий подробный план реакции на это». Глава турецкого правительства прямо отметил: «Руководство Иракского Курдистана приняло категорически неверное решение провести референдум о независимости. Багдад против этого, Иран, Турция, США против, как и многие другие страны. Мы не приемлем никакой шаг, который нарушит федеративную структуру Ирака. Думаю, что мы увидим и реакцию ООН».
 
14 сентября в Эрбиль прибыли специальный представитель президента США Бретт Макгерк, послы США и Великобритании в Ираке, а также глава миссии ООН в Ираке Ян Кубиш. Они попытались ещё раз убедить президента Курдистана отложить референдум, но безуспешно. Масуд Барзани заявил, что никакой альтернативы, которая могла бы заменить референдум о независимости, на встрече предложено не было. «Референдум – это инструмент для достижения независимости. Референдум не является целью. Наша цель – независимость», – подчеркнул президент Иракского Курдистана.
 
В Эрбиле тоже закусили удила: 15 сентября парламент Курдистана вновь проголосовал за проведение референдума в назначенный срок, в том числе на спорных территориях. Последнее обстоятельство вызвало резкий комментарий Белого дома: «Проведение референдума в спорных областях является особенно провокационным и дестабилизирующим, поэтому мы призываем региональное правительство Курдистана отозвать референдум и начать серьезный и последовательный диалог с Багдадом». Накануне не менее жёстко высказался Бретт Макгерк: «Международной поддержки референдума не существует. Чтобы иметь законный процесс, вы нуждаетесь в наблюдателях, вы нуждаетесь в ООН, вы нуждаетесь в международной легитимности. И нет никакой международной легитимности для этого процесса».
 
Здесь нужно отметить два момента. Во-первых, политический департамент ООН многие не без оснований считают внештатным подразделением Госдепартамента США. Во-вторых, известно, каким влиянием обладает в Соединённых Штатах израильское лобби. А позиция Израиля в отношении референдума ясна: на минувшей неделе премьер Биньямин Нетаньяху вновь заявил, что его страна поддерживает создание независимого государства для курдов на Ближнем Востоке. Израильский министр юстиции Аелет Шакед высказалась более конкретно: «Израиль и западные страны проявляют большой интерес к созданию государства Курдистан. Я думаю, что для США настало время поддержать этот процесс».
 
Неудивительно, что на прошлой неделе США продолжили усилия по возобновлению работы парламента Иракского Курдистана. В частности, очередные американские делегации посетили Эрбиль и встретились с руководством оппозиционных партий «Движение за перемены» (Горран) и «Исламская группа Курдистана», убеждая их принять участие в этом процессе. По сообщениям СМИ, обе партии пообещали гостям отправить своих депутатов в парламент после возобновления его работы, но обусловили это требованием: чтобы позиции спикера парламента и секретаря парламента оставались зарезервированными за ними. Ставки сделаны, торг продолжается…