21 июня в Варшаве состоялись переговоры глав МИД и минобороны Великобритании и Польша – Бориса Джонсона и Гэвина Уильямсона с Яцеком Чапутовичем и Мариушем Блащчаком.

Лондон делает ставку на Варшаву

Польша хочет, чтобы Евросоюза было меньше, а НАТО больше

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Великобритания, стараясь после выхода из Евросоюза сохранить за собой сферу влияния в континентальной Европе, снова идёт на сближение с Польшей. 21 июня в Варшаве состоялись переговоры глав МИД и министерств обороны двух стран – Бориса Джонсона и Гэвина Уильямсона с Яцеком Чапутовичем и Мариушем Блащчаком.

Конкретика переговоров не раскрывалась. Известно только, что речь шла о польско-британском сотрудничестве в области нейтрализации угрозы использования ядерного, химического и биологического оружия, укрепления системы коллективной безопасности в киберпространстве, поддержки прозападных СМИ в Восточной Европе и взаимодействия двух стран в рамках НАТО. В последнем случае готовится отдельный план действий, пункты которого были намечены во время встречи. 

«Великобритания и Польша – близкие друзья и союзники по широкому спектру вопросов, включая безопасность, внешнюю политику, торговлю и культуру. Данная встреча ещё более укрепит наши отношения, которые становятся крепче и крепче»,  – заявил Борис Джонсон. «Польша и Великобритания сталкиваются с одними и теми же нарастающими угрозами нашей безопасности, процветанию и образу жизни. Обе страны – важные союзники в Европе и НАТО, и обе обязуются играть ведущую роль в деле обеспечения безопасности наших народов и всей континентальной Европы», – в тон ему высказался  Гэвин Уильямсон.

С некоторых пор Восточная Европа стала занимать значимое место во внешней политике Лондона. Польские министры зачастили в британскую столицу, а польский премьер заявил о готовности Польши к новому этапу в отношениях с Великобританией. Британцы воспринимают это как приглашение закрепиться в Восточной Европе. 

Результаты британско-польского сближения уже просматриваются, и прежде всего в военной области. Британские ВВС приступили к патрулированию Чёрного моря с аэродрома Когэлничану на юге Румынии. Тогдашний министр обороны Великобритании Майкл Фэллон указал на интенсификацию усилий Лондона по укреплению системы коллективной безопасности НАТО от Балтики до Чёрного моря, в связи с чем и появились в Румынии британские лётчики, а в Эстонии – британские пехотинцы 5-го стрелкового полка.

Как и в XIX веке, Великобритания стремится заблокировать России выход через Балтику в Атлантику и через Чёрное море – в Средиземноморье. Через Балтику пролегает самый короткий путь к берегам Британии, а Средиземное море – это ещё один выход в Мировой океан. Здесь англосаксонскому проекту «сдерживания» России на восточном фланге НАТО вполне отвечает польский геополитический проект Междуморья (антироссийского альянса государств, расположенных на балтийско-черноморской перемычке). 

Одной из главных забот Британии в Европе всегда было недопущение сближения двух крупных континентальных держав, Германии и России. Выбор Лондоном Польши, территория которой отделяет Германию от России, поэтому вполне логичен. К тому же Польша противится франко-германскому союзу, который, снижая роль англосаксов, мог бы определить дальнейшую судьбу объединённой Европы. 

В польской политической культуре географическое положение Польши между Германией и Россией принято характеризовать как «проклятое место Европы». Противодействовать двум соседям, на западе и на востоке, Польша всегда старалась с опорой на англо-американцев, растворяя континенталистские устремления Европы поддержкой атлантистов. 

Политику Польши в Европейском союзе после ухода оттуда Великобритании можно охарактеризовать формулой «больше НАТО, меньше Евросоюза». Связи с НАТО – это, прежде всего, связи с англосаксами, в то время как Евросоюз – это в первую очередь Брюссель и Берлин.

Находясь в составе ЕС, Великобритания имела больше возможностей для сдерживания континентальной интеграции Европы. Покидая ЕС, британцы хотят делегировать эти задачи восточноевропейским странам, первая из которых – Польша. Поэтому дистанцирование восточноевропейских государств от Западной Европы в ходе споров об урегулировании миграционного кризиса и непростые отношения Польши, Венгрии, Чехии с Берлином и Брюсселем Лондону лишь на руку. В операции «похищение Европы» Британия неизменно держит сторону США.

С этой точки зрения для Лондона представляет интерес и  Вышеградская четвёрка (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия) как сформированная переговорно-интеграционная площадка восточноевропейских государств, на которой Польша рассчитывает играть первую скрипку и с которой можно пытаться влиять на курс Евросоюза. 

Если Европейский союз и можно ещё вообразить единым, то действия Польши направлены на расшатывание этого единства. Попытки обеспечить сосуществование в рамках европейского проекта двух геополитических противоположностей – континентальной и атлантистской – всегда вели к подрыву стабильного миропорядка.