header
Крёстный ход в Киеве
5146
4.8
5
1
10
Оцените публикацию: 1 2 3 4 5 4.8
logo

Церковная автокефалия Украине – во имя чего?

Законной автокефалия бывает тогда, когда она одобряется церковным народом

Каждый народ имеет право на церковное самоуправление – такова установка, укоренившаяся во многих головах, даже благонамеренных. И то: кажется, что плохого? Пусть на Украине управляются самостоятельно – вера, дескать, одна. Так видится, когда смотришь на церковную жизнь издалека…

И вот Константинопольский патриарх Варфоломей открыто вмешивается в церковную жизнь Украины, направляя своих представителей («экзархов») готовить «украинскую автокефалию». 

Если уже и вера, которая веками перешагивала все существующие границы – государственные, языковые, этнические, – становится служанкой политики, что остаётся незыблемым? Куда человек понесёт свои скорби? Где он ощутит надмирное, вечное? Хочется ответить библейскими словами «да не будет»! В Православной Церкви нет «москалей», «хохлов» и «бульбашей». Веками Она свидетельствует о единстве веры апостольской среди разных народов, и если в ней будут разделения по принципу «у каждого должно быть своё», от веры и единства церковного не останется ничего.

На догматы ж никто не посягает, скажет кто-то. Как же? А единство Церкви – разве не догмат! Поместные церкви перестанут контактировать друг с другом, а Единая Церковь при этом останется неповреждённой? Разделение между людьми, исповедующими вроде бы одну веру, между братьями во Христе – это не только боль нравственная, но и разлом единого церковного организма. Именно сейчас, во время обострения политических отношений между Украиной и Российской Федерацией, как никогда важно явить духовное единство православных народов двух стран. Однако нет: политический разлом стараются усугубить церковным расколом.

Церковное самоуправление (автокефалия) Украине – на что нацелен этот лозунг? Ответ очевиден: власть, установившаяся в Киеве, стремится полностью и окончательно подчинить себе Церковь. О каком самоуправлении речь, когда здесь голый политический расчёт? Расчёт на то, чтобы с помощью автокефалии объединить раскольнические группировки филаретовцев и самосвятов, открыть дорогу недовольным Москвой на выход из Украинской церкви Московского патриархата в некую ЕУПЦ. А чтобы легче было выходить, можно начать перерегистрацию приходов, ввести законы для «диссидентов», закрыть глаза на насильственные действия по захвату храмов.... Исполнять заповеди Христовы это не научит…

Нужно учесть, что законной (канонической) автокефалия бывает тогда, когда она одобряется церковным народом, а не декларируется одними церковными иерархами. Лже-патриарх Филарет (Денисенко) давно уже объявил автокефалию, назначил себя начальником, получил поддержку властей. А люди за ним не идут. Значит, мало провозглашения – признания-то ведь нет. Объявит, допустим, «украинскую автокефалию» Константинопольский патриарх Варфоломей – и что с того? Если православный народ на Украине не желает, чтобы за спиной церковных предстоятелей руководили политики, то любые «томосы» останутся пустой бумагой. В храмы идут, чтобы принести Богу свою молитву и услышать голос проповедника, а не для того, чтобы устроить в церкви политический клуб.

Если автокефалия должна предоставляться по принципу национально-государственному, то почему Константинопольская Церковь до сих пор не признала Американскую автокефальную Церковь, которая вполне заслуживает быть тем, чем является? А греков диаспоры Константинопольский патриарх считает своей паствой. Значит, автокефальное управление не зависит от государственных границ? Может, автокефалия дается по этнокультурному принципу? Тогда, может быть, предоставить её русинам, которые себя украинцами не считают?

Принцип «каждый имеет право на церковное самоуправление» сродни принципу «праву наций на самоопределение». И что мы видим? Румынская православная церковь образует на территории Республики Молдова Бессарабскую митрополию с заходом на территорию Украины (для румын, очевидно). В Македонии автономная Церковь Сербского патриархата объявила о своей автокефалии в 1967 г., и с тех пор длится церковный раскол между сербами и македонцами. 

Подобных явлений в православном мире хватает: греки с греками, сербы с сербами, болгары с болгарами делятся и создают свои «автокефальные», «автономные», «истинно-православные» сообщества. Украина тут не исключение. Эта порча в головах лечится не томосами, раздаваемыми направо и налево, а восстановлением церковного сознания о единстве. Это первостепенно, формы же церковного управления вторичны. Если автокефалия для Украины созидается ради разрыва с Русской Церковью, то это эскалация вражды, торжество братоненавистничества, лозунга «москаль мне не брат». Вражда разрушает Церковь. Люди, идущие в храмы на Украине, чтобы молиться и учиться жить, как христиане, переживают политические обстоятельства не менее ратующих за автокефалию. Только они понимают, что закреплением вражды не добудешь мира. Они понимают, что, сколько ни нагородят политики заборов, отделяя нас друг от друга, соседи и братья останутся соседями и братьями. Обязательно останутся – если у них общая вера, общие святые, общая история.

А что же самостоятельность? Так никто ж не мешает самостоятельно решать вопросы внутренней церковной жизни на Украине. Разве что мешаются под ногами разные «автокефалисты», спекулирующие на внецерковных лозунгах «народного блага» и «самостийности».

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.