Елена Блаватская

Идея американской исключительности родилась на берегу Днепра 31 июля 1831 года

О невидимом влиянии Блаватской на жизнь Америки

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Два предварительных замечания к заголовку статьи. Во-первых, речь идёт лишь об одной из идей американской исключительности, а их было немало. Во-вторых, в этот день родилась не сама идея, а её автор. Идея родилась позднее. 

Начнём с автора. Это дама по имени Елена Петровна Блаватская, родившаяся в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, переименованный украинскими властями в Днепр). Её отцом был полковник Пётр Алексеевич фон Ган из Макленбургского графского рода.  Мать, Елена Андреевна Ган, принадлежала к княжескому роду Долгоруких. Прадед Елены Петровны по матери был известным масоном, увлекался алхимией, магией, спиритизмом, собирал библиотеку оккультной литературы, из которой девочка и черпала свои первые знания.  Всеволод Соловьев в книге «Современная жрица Изиды», посвящённой Елене Блаватской, пишет, что девочка читала такие книги, как «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста, творения Сведенборга, Эккартхаузена, Теофраста, «Каббалу», «Кодекс назареев», «Мудрость Соломона». Уже в детстве погружённая в мир оккультных идей  и практик, она с равнодушием относилась к православию, была далека от Церкви. 

Фамилию Блаватская она получила в семнадцать лет от мужа, сорокалетнего генерала Николая Блаватского, но брак был недолговечен:  через три месяца после свадьбы Елена убежала от мужа. Если отбросить словесную шелуху, Блаватская всю жизнь занималась оккультизмом. Оккультизм (от лат. occultus – тайный, скрытый) – это учения и культы, выражающие стремление познать потусторонние силы и овладеть ими. Современные христианские авторы точно вскрывают суть оккультизма – это бесопочитание (см.: Священник Николай Карасёв. Путь оккультизма. Историко-богословское исследование. – М. Пренса, 2003).  

Развитие оккультизма на протяжении последних полутора столетий происходило  под сильным влиянием идей Блаватской, которые она развивала в своих работах: «Разоблачённая Изида» (1877); «Из пещер и дебрей Индостана» (1883-1886); «Загадочные племена на голубых горах» (1883); «Что такое теософия?» (1879); «Кто такие теософы?» (1879); «Махатмы и челы» (1884); «Эзотерический характер Евангелий» (1887-1888); «Тайная доктрина» (1888-1897); «Ключ к теософии» (1889) и др. Блаватской были покорены многие российские интеллигенты – композитор Скрябин, художник Кандинский, Лев Толстой, Рерихи и др. Но к счастью для России за пределами отечества (в Европе, Америке, Индии) поклонников Блаватской оказалось гораздо больше, чем на родине. 

Большая часть жизни Блаватской прошла в Индии, Франции, Англии и США. И особую роль в её жизни сыграла Америка, которой Блаватская восхищалась, уверенная, что за Соединёнными Североамериканскими Штатами (САСШ) будущее, что они должны стать центром мира. Блаватская была первой русской женщиной, получившей в 1878 году американское гражданство. В Америке Блаватская познакомилась с полковником Генри Стилом Олкоттом, фанатично преданным идеям оккультизма. В 1877 году она с полковником основала Теософское общество для исследования «тайных сил» природы и человека, «синтеза» религий и распространения оккультных знаний по всему миру. Конечная цель общества звучала возвышенно: образовать ядро «Всемирного Братства» без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания. В тандеме «Блаватская – Олкотт» главной фигурой всегда была Елена Петровна. 

Блаватская думала и писала по-английски. Американская аудитория восторженно восприняла работы молодой женщины-теософа из России. Одна из первых книг Блаватской «Разоблачённая Изида» (Isis Unveiled) содержала резкую критику и науки, и религии.  Автор заявляла, что достоверные знания можно получить лишь с помощью специальных оккультных практик. Тираж книги в Америке быстро разошёлся. Вс. Соловьёв так характеризовал «Разоблачённую Изиду»: «Это американская книга, бьющая на эффект... Это компиляция различных мистических и каббалистических сочинений, пересыпанная кое-где остроумными замечаниями, полемическими выходками, а иногда изрядной даже бранью. Системы никакой и, в конце концов, полнейшая беспорядочность, настоящая каша». 

Однако голоса критиков заглушались в Америке хором хвалебных, восторженных отзывов. Правда, когда появилась книга известного американского медиума Юма, уличившего даму в грубом шарлатанстве, репутация Блаватской пошатнулась. Она и полковник Олкотт уехали из Америки в Индию, где занялись учреждением теософских лож. После Индии Елена Петровна перебралась на берега Туманного Альбиона, где написала свой главный труд «Тайная доктрина». Скончалась она в Лондоне в 1891 г. на 60-м году жизни.  

Многие исследователи обращали внимание на то, что Блаватская крайне непоследовательна, её работы полны взаимоисключающими положениями. С одной стороны, она ратует за «Всемирное Братство» без различий рас и иных природных и культурных особенностей людей; с другой –  настаивает на неизбежности таких различий, выделяет среди «равных» тех, кто «более равны». В «Тайной доктрине» она пишет: «Человечество ясно делится на Богом вдохновлённых людей и на низшие существа». 

Всего в программе развития вселенной и человечества Блаватской было предусмотрено семь рас. Первые три расы – не вполне люди, недочеловеки; к XIX веку они уже исчезли с лица земли, и лишь в отдалённых уголках планеты (где-нибудь в Африке или Океании) можно встретить остатки обречённой на вымирание третьей расы.  И только начиная с «четвёртой расы» можно говорить о человеке как homo sapiens. Четвёртая раса появляется у Блаватской на материке Атлантида, это была раса совершенных людей. Со временем они разделились на праведных и неправедных, но праведные выродились. «Высшие силы» наказали оставшихся жителей Атлантиды – материк был поглощён водами океана, и спаслась лишь небольшая часть атлантов. 

Большая часть человечества Нового времени – новая, пятая раса. Управляет этой расой Змий-сатана. Среди представителей пятой расы имеются избранные, поклоняющиеся Змию. Это оккультисты. Однако большая часть человечества испорчена христианством, которое враждебно Змию. Поэтому «пятая раса» тоже обречена. 

И тут мы подходим к тому, что обозначено в заголовке статьи. В мире рождается «шестая раса», призванная сменить пятую. Наступает новая эпоха, New Age. Речь идет о «постхристианской» эпохе (её ещё называют «эрой Водолея»). И термин New Age родился полтора века назад  не в культуре англосаксов, а в голове бывшей русской аристократки Елены Блаватской (идея сформулирована в «Тайной доктрине»). Зарождаться шестая раса, по мнению Блаватской, будет в Америке. Елена Петровна воспринимала Соединённые Североамериканские Штаты как новую Атлантиду.  Она хорошо знала работу англичанина Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), которая так и называлась –  «Новая Атлантида» и была проектом создания в Северной Америке «нового общества», свободного от «предрассудков» христианства. Для ряда отцов-основателей Соединённых Штатов «Новая Атлантида» Бэкона служила практическим ориентиром в построении государства. 

Здесь нельзя не вспомнить ещё одну даму российского происхождения, которая, переехав в Америку, оказала (и продолжает оказывать) на неё сильное влияние. Это Айн Рэнд (Алиса Розенбаум).  Её основное произведение «Атлант расправил плечи» говорит о современных «атлантах», на плечах которых держатся Америка и весь мир (под «атлантами» имелись в виду капиталисты и банкиры).  Айн Рэнд, как и Елена Блаватская, считала Америку возрождённой Атлантидой, существующей для того, чтобы её населила сверхчеловеческая порода («атланты», они же люди шестой расы). 

В доктрине Блаватской переход от одной расы к другой всегда сопровождается катаклизмами. «…Шестая коренная раса…  – писала она, – появится на сцене нашего круга после катаклизмов, первая серия которых должна уничтожить Европу и позднее всю арийскую расу». Так за идеей создания «всечеловеческого братства» встаёт другая идея – идея построения мира, в котором обеспечивается господство представителей «шестой расы»,  «атлантов».  

Невидимое влияние Блаватской на общественную и идейную жизнь Америки сохраняется. В США процветают оккультные общества, ложи, кружки; современный американский оккультизм пропитан теософскими идеями Блаватской. Это и New Age, и единая мировая религия, и «шестая раса», и прочие антихристианские конструкции, питающие доктрину американской исключительности.

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться