15 декабря в Киеве состоялся съезд Оппозиционного блока

Чем жива политическая оппозиция на Украине – и существует ли она?

15 декабря в Киеве состоялся съезд «Оппозиционного блока»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Кого на Украине можно считать оппозиционерами режиму? Не всех же тех, кто себя таковыми именует – «Батьковщину» Юлии Тимошенко, «Самопомочь» Андрея Садового, «радикалов» Олега Ляшко. Они лишь оттенки того же звёздно-полосатого, который светится в глазах деятелей «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». 

О том, что у членов «Оппозиционного блока» (ОБ), который до недавнего времени возглавляли сопредседатели Юрий Бойко и Борис Колесников, присутствовал в глазах отсвет российского триколора, тоже можно говорить лишь с очень большими оговорками. Но о том, что между группой звёздно-полосатых (с оттенками от голубого до коричневого) и группировкой «Оппозиционный блок»  существуют идеологические отличия, можно говорить более уверенно. Так в чём отличия? 

Если свести их воедино, то есть суть – в разности геополитических устремлений, отражающих настроения в украинском обществе. Конечно, настроения эти формировались не в свободной среде. Они зрели в условиях целенаправленной (и беспрепятственной) антироссийской пропаганды, которая укоренялась во времена акции «Украина без Кучмы», расцветала в период «оранжевой революции» и принесла впечатляющий плод в виде государственного переворота 2014 года.

Сопредседатели ОБ Юрий Бойко и Борис Колесников до определённого момента уравновешивали интересы олигархических групп: с одной стороны, Дмитрия Фирташа, с другой – Рината Ахметова, богатейшего человека Украины. О том, что руководство ОБ намерено разделить Украину между этими двумя группами, писали уже не раз.

Раскол произошёл в ноябре 2018 года. 9 ноября сопредседатель ОБ Бойко и лидер партии «За життя», президент Всеукраинского еврейского конгресса Вадим Рабинович – неожиданно для многих – подписали соглашение о сотрудничестве на президентских и парламентских выборах 2019 года, создав альянс «Оппозиционная платформа – За жизнь». Неожиданно, потому что Рабинович в 2016 году вышел из «Оппозиционного блока» с большим скандалом, а потом в своём телешоу «Кто кому Рабинович» усиленно порочил ОБ. В ноябре 2018 года все поняли так, что ему было сделано предложение, от которого он не смог отказаться. 

17 ноября «Оппозиционная платформа – За жизнь» выдвинула Юрия Бойко кандидатом в президенты, объявив его «единым кандидатом от оппозиции». 

И нашла коса на камень. В тот же день лидеры ОБ из «ахметовской группы» – Борис Колесников и Вадим Новинский – заявили, что соглашение об альянсе с Рабиновичем было «личной инициативой» Бойко: «Оппозиционный блок» не принимал никаких решений о сотрудничестве с партией «За жизнь» («За життя»).

Группы обособились. Спикерами одной части, которую связывают с Д. Фирташем, стали нардепы Лёвочкин, Бойко, Рабинович. От лица другой части, которую связывают с фигурой Ахметова, говорят нардепы Колесников, Новинский, Александр Вилкул. 

20 ноября сопредседатель фракции ОБ Вилкул с трибуны Рады сообщил, что Бойко и Лёвочкин исключены из фракции «Оппозиционный блок». Вскоре и глава Рады Парубий подтвердил, что главой фракции «Оппозиционный блок» избран Вадим Новинский, а его заместителями – Александр Вилкул и Юрий Воропаев. Парубий сообщил также, что в Раде зарегистрировано новое межфракционное депутатское объединение «Оппозиционная платформа – За жизнь», сопредседателями которого избраны Бойко и Рабинович. К «группе Фирташа» наблюдатели относят также ещё одну влиятельную теневую фигуру украинской политики – Виктора Медведчука. 

Суть конфликта в «Оппоблоке» на поверхности выглядит следствием того, что Фирташ и Ахметов не сумели договориться по кандидатуре «своего» президента на выборах 2019 года. Вероятно, так и есть. При этом известно, что Ахметов является близким деловым партнёром Петра Порошенко. На этом основании на некоторых российских телеканалах «группу Ахметова» и лично Новинского сочли «скрытыми союзниками Порошенко». Однако всё гораздо сложнее. 

Наблюдатели (например, известный политолог Михаил Погребинский) отмечают: да, «Ринат Ахметов — бизнес-партнер Петра Порошенко», и речь идёт не просто «о гарантиях ненападения на бизнес самого богатого человека в стране», а «о многосотмиллионных доходах партнёров». Порошенко извлекает из этого и политическую выгоду (где может, разумеется). Например, СМИ, принадлежащие Ахметову (телеканал «Украина», газета «Сегодня»), заняты не пиаром «Оппозиционного блока», а пиаром Олега Ляшко, который призван – по расчёту политтехнологов – оттянуть на себя голоса сторонников Юлии Тимошенко, главного конкурента Порошенко на президентских выборах. В свою очередь СМИ, принадлежащие Порошенко, ненавязчиво, но вполне заметно продвигают Юрия Бойко. Бойко удобен Порошенко в качестве соперника во втором туре президентских выборов: на него есть «убойный компромат». Многие ещё помнят выражение «вышки Бойко» (покупка по завышенной стоимости буровых установок за 400 млн. долл.). Это выражение исчезло было из употребления, но в нужный момент оно всплывёт. И тогда Бойко «сольётся», а об интересах жителей юго-востока Украины можно будет снова забыть на следующие пять лет. При этом сам Бойко – это ещё та оппозиция: все помнят, что в феврале 2016 года, когда он был в «Оппозиционном блоке» на первых ролях, этот блок не голосовал за отставку Яценюка, в ноябре 2017-го – за отставку Авакова, зато поддержал выгодную Порошенко новую редакцию закона о Конституционном суде. 

Раскол «Оппоблока» может рассматриваться и как «чистка рядов партии». Говоря о группе Фирташа-Лёвочкина, нельзя забыть, что в 2010-2014 годах Лёвочкин был главой администрации президента Януковича и очень помог зарождению майдана – в его руках были сосредоточены все рычаги влияния на новостные телеканалы Украины. Тогда, «при Лёвочкине», все СМИ стали работать на разжигание майдана – день и ночь. В том числе телеканал «Интер», принадлежавший (как и сейчас) Фирташу и Лёвочкину. Все СМИ взахлёб рассказывали, как на евромайдане варят борщи, поют гимн, какие интересные акции придумывают «активисты майдана», чтобы кошмарить «бандитскую власть».

После фиксации раскола «группа Ахметова» стала готовиться к проведению съезда «Оппозиционного блока» (очищенного). Была объявлена дата – 15 декабря. Впрочем, считать конфликт расколом не все согласны. Вадим Новинский в одном из выступлений подчеркнул: «Ни о каком расколе партии не может быть и речи. Речь идет только о том, что два человека решили узурпировать власть в нашей партии. И мы дали этому достойный ответ». Это об исключении из ОБ Бойко и Лёвочкина.

В свою очередь «группа Фирташа» заявила о незаконности проведения съезда. Разгорелась склока, последовали взаимные обвинения. В детали вдаваться не будем, отметим лишь, что распыление сил, теоретически способных представлять интересы юго-востока, произошло. И это на руку всём звёздно-полосатым от Порошенко до Тимошенко.

15 декабря в Киеве в закрытом режиме прошёл съезд «Оппозиционного блока» (ахметовская группа). Единоличным лидером партии избран Борис Колесников, который сообщил, что на следующем съезде – в январе 2019 года – произойдёт выдвижение Александра Вилкула в качестве кандидата в президенты.

Ещё до съезда социологи зафиксировали подвижки в среде оппозиционного электората. Политолог Кость Бондаренко отмечает: «На оппозиционном фланге можно наблюдать интересную тенденцию взаимных перетоков голосов: Юрий Бойко, еще вчера претендовавший на роль единого лидера от оппозиции, начинает терять свой электорат, который плавно перетекает к Александру Вилкулу. Интересно, что Бойко – единственный из украинских политиков, который не передавал свой рейтинг политической силе, а подпитывался за счет политической силы: на президентских выборах 2014 года за Юрия Бойко проголосовали 0,19% избирателей, но, став сопредседателем партии "Оппозиционный блок", Бойко практически сразу же получил стартовый рейтинг на уровне около 10%. Уйдя из "Оппозиционного блока", Бойко за считаные недели уронил рейтинг до 4,6%, при этом начал расти рейтинг у представителя "Оппозиционного блока" Александра Вилкула (3,1% общий результат, 4,5% от определившихся) – это притом, что Вилкул еще не сделал заявления о своем выдвижении».

Вероятно, тенденция «перетекания» влияния от Бойко к Вилкулу сохранится. И даже усилится. 

Говоря об оппозиции, конечно, надо сказать и о Евгении Мураеве, который в 2016 году покинул «Оппозиционный блок», затем вместе с Рабиновичем раскручивал проект «За життя», потом и его покинул и создал новую партию «Наши». В настоящий момент рейтинг Мураева, по оценке социологов, примерно такой, как у Бойко и Вилкула. Мураев имеет свой телеканал «Наш», он молод, смел, толков. Но…

Все три упомянутых лидера, декларирующие приверженность к одним и тем же ценностям (за мир, за УПЦ, за русский язык, за внеблоковый статус, за возобновление связей с РФ), порознь однозначно проигрывают. Порознь они и в Раду в октябре 2019 года не пройдут, тем более никто не попадёт в марте во второй тур президентских выборов. Хотя немного времени есть; усилия с целью превратить игрушечную оппозицию в настоящую ещё возможны. А то ведь сейчас «Оппозиционный блок» напоминает группу товарищей, получивших от Порошенко лицензию на занятие «мягкой» оппозиционной деятельностью во славу режима…

Фото: Вести

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться