Полоцкий собор

О путях духовного единства белорусского народа

К 180-летию воссоединения униатов с Православной Церковью

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

24 февраля в белорусском Полоцке состоится большое церковное торжество. 180 лет назад здесь произошло событие, называемое Полоцким собором. Это была соборная молитва. 

В Неделю Торжества Православия 12 февраля (по старому стилю) 1839 года в полоцком храме св. Софии прошло соборное служение высшего униатского духовенства во главе с епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко). На службе было опущено имя папы римского, а вместо него поминались православные патриархи.

Совместная литургия и благодарственный молебен завершили приготовление воссоединения униатов с Православной Церковью. Подготовленный Соборный Акт заключал в себе выражение единства с Восточной Церковью и желание быть с ней неотступно. К документу прилагался список имен 1305 священников и монахов (на то время это более трёх четвертей униатского духовенства), которые дали письменное согласие на воссоединение. В ответном обращении Святейшего Синода Русской Церкви (30 марта 1839 г.) объявлялось о принятии бывших униатов в евхаристическое общение и совершенное единение с Православием. 

Памятная медаль

 

 

Совершилось достопамятное историческое событие: уния, раздиравшая духовное единство Русской Церкви, была упразднена согласным решением самих униатских священников. 

Великое познаётся в отдалении. Проходят годы, и время испытывает на прочность человеческие дела. Чем далее в прошлое уходит Полоцкий Собор 1839 г., тем более становится очевидным его значение. Умерли совершившие воссоединение священнослужители – в субботу перед Неделею Торжества Православия стала служиться по ним панихида. С 1840 г. каждый четверг на первой неделе после Пятидесятницы в белорусско-литовских епархиях стали совершаться литургии и крестные ходы в память о воссоединении. Традиция была прервана в советские годы, но в 2012 г. Синод Белорусского экзархата принял решение восстановить ежегодное поминовение митр. Иосифа (Семашко) и его сотрудников, а в ближайший воскресный день к 12 февраля (25 февраля по новому стилю) служить «благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу».

Сегодня особенно важно говорить о значении Полоцкого Собора в истории Православия на белорусской земле. Восточное исповедание, которое приняла западная Русь во время св. Владимира, настолько сроднилось с самим духом народным, что его не могла вытравить никакая католическая миссия. 

Епископ Иосиф (Семашко)

Епископ Иосиф (Семашко)

 

За переход в католичество польские правители давали привилегии и должности, монахи-иезуиты предлагали бесплатное образование, но они увлекли только знать. Горожане, мелкая шляхта, простой народ оставались верны Православию. Тогда было испробовано другое средство к обращению в католичество – уния. Православным было предложено сохранить привычные обряды и язык богослужения, но вероисповедание их должно было стать католическим. 

Печально, что высшее духовенство – епископы – большей частью согласились на церковную унию с Римом в 1595 г. Они действовали негласно, скрывая свои приготовления. Польское правительство обмануло их, обещая сенаторские должности, польское латинское духовенство с презрением смотрело на них, а паства отвернулась от своих неверных пастырей. 

Уния – это мнимое согласие и мнимый союз; там, где она появляется, начинаются споры, стычки, обвинения. Так было и на белорусской земле. 

Более двух веков уния разъединяла людей, говорящих на одном языке и имеющих общее происхождение. И достойно замечания то, что именно духовенство, ответственное за духовную жизнь своих прихожан, почти единогласно согласилось вернуться в Православие. Речь шла о том, чтобы открыто назвать своё исповедание, хранимое под коркой латинства, его настоящим именем. Униатам нужно было, как говорилось в Соборном Акте, не столько восстановить, сколько выразить свое единство с Восточной Церковью и, прежде всего, с Церковью Русской. Дело воссоединения велось не формально с помощью указов или распоряжений российского правительства. Правительство было готово и далее терпеть унию, лишь бы не было возмущения в крае. К успешному завершению дело вели самые образованные и авторитетные униатские пастыри во главе с епископом Иосифом (Семашко). Их подлинное отеческое отношение, учреждение для униатских клириков семинарий и духовных училищ, восстановление в унии с 1834 г.  православного богослужения стали прологом Полоцкого Собора. Кротость, умеренность, постепенность, по собственному признанию преосвященного Иосифа (Семашко), были его постоянными принципами.

В книге Деяний приводятся слова иудейского учителя Гамалиила: «Если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5,38-39). И действительно, через двадцать пять лет в ходе польского восстания 1863 г. мятежники вновь позвали в унию бывших униатских священников. За приверженность Православию и русскому правительству рассылались угрозы, случались расправы над православными пастырями. Однако уния в Белоруссии не возродилась. Не смогла восстать она и в 1921-1939 гг. в западной Белоруссии при покровительстве польского правительства и всех усилиях католических миссионеров. Тогда католики предъявили свои притязания на многие православные храмы, но широко привлечь православных в унию не удалось. 

Только в 1990-х годах в Беларуси вновь стали известны униаты, однако у них нет преемственности от униатов былого времени. Деяние Полоцкого Собора 1839 г. стало поворотным событием в церковной истории Белой Руси. Это было возвращение белорусского народа к своим духовным истокам. 2019 год объявлен в Белорусской Православной Церкви Годом Полоцкого Собора.