Флаг Европейского Союза

Выборы в Европарламент и разрозненная Европа

Всё больше европейцев сомневаются в светлом будущем Евросоюза

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Опубликованы окончательные результаты выборов в Европейский парламент (ЕП), проходивших в 28 странах ЕС 23-26 мая. Выборы не привели к перетряске главного законодательного органа ЕС, но евроскептическим силам удалось продвинуться и увеличить количество полученных ими мест. Это наступление на широком, общеевропейском фронте.

В ЕП 2014-2019 гг. объединяющий евроскептиков Европейский альянс народов и наций имел 5% мандатов, в 2019-2024 гг. их будет 10%. Оппонирующая этому альянсу либеральная Европейская народная партия (ЕНП) в 2014-2019 гг. имела 30% мандатов, на период 2019-2024 гг. ей досталось  23,8%. ЕНП осталась самой многочисленной фракцией в Европарламенте. На втором месте – Прогрессивный альянс социалистов и демократов (падение с 25% до 20,4%), на третьем – Альянс либералов и демократов за Европу и союзные им силы (14%), пишет Bloomberg в статье от 3 июня.

Евроскептики улучшили результаты во многих странах. «Альтернатива для Германии» на прошлых выборах получила 7,1% голосов, сейчас – 21,2%. Испанская партия Vox впервые преодолела 5%-ный барьер, получив 6,2%, «Шведские демократы» –  15,6% (раньше было 9,7%).

Хотя в 24 из 28 стран-членов ЕС у руля находятся партии, входящие в лагерь ЕНП, Альянса либералов и демократов за Европу и Прогрессивного альянса социалистов и демократов (70% всех решений в Европарламенте принимается голосованием этих политических сил), впервые в истории ЕП социалисты, демократы и христианские демократы сообща получили менее половины мандатов.

Позиции христианских демократов ухудшились в Испании, где они получили только 12 мандатов, Франции и Италии (по 8 мандатов). Это усиливает позиции Германии с её 29 мандатами, но и увеличивает присутствие Польши и Румынии (31 мандат), следующих в фарватере политики США в ущерб германским интересам. В лагере социалистов и демократов произошла перетасовка сил в пользу стран Южной Европы, противостоящих финансовому диктату Берлина и Парижа – Испании (20), Италии (18), Португалии (9). Это усилит сопротивление политике сокращения бюджетных расходов, навязываемой южным европейским странам (Италия, Греция, Португалия) Брюсселем, Берлином и Парижем.

Неформальным лидером фракции евроскептиков в Европарламенте будет итальянский вице-премьер Маттео Сальвини. Он нацелен на сотрудничество с «Альтернативой для Германии», партией «Фидес» премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и евро-скептиками из Дании и Финляндии.

Однако самым привлекательным союзником для итальянских евроскептиков является британская партия «Брекзит» во главе с Найджелом Фараджем. Эта партия решительно оппонирует Брюсселю и на майских выборах получила 29 мандатов, что сделало её представительство в Европарламенте самым крупным среди британских партий. Если Сальвини удастся сформировать этот альянс, евроскептики получат суммарно 100 мандатов и станут в Европарламенте третьей по значению силой.

«Лига Севера» Сальвини получила на выборах 28 мандатов, за ней идёт «Национальное собрание» Марин Ле Пен (22 мандата). На фоне дипломатических трений между Римом и Парижем из-за миграционного вопроса Сальвини стремится упрочить связи с «Национальным собранием». 

Партия Макрона «Республика на марше» уступила на европейских выборах партии Ле Пен. Уступила немного,  всего 1,1%,  но этот проигрыш имеет большое символическое значение. Он подрывает замысел Макрона изменить баланс сил на европейской сцене в свою пользу.

В целом выборы продемонстрировали усиление тенденций к усилению разрозненности Европы. Единственным однозначным политическим лидером в ходе голосований по странам стала венгерская партия «Фидес» (52,3%) – одна из самых критически настроенных по отношению к Брюсселю. Остальные, будь то правые, левые или центристы, ненамного опередили своих соперников.

В марте из-за несогласия с политикой Евросоюза членство «Фидес» в Европейской народной партии было приостановлено. «Фидес» лишена права участвовать в партийных заседаниях и выдвигать кандидатов на должности в Европарламенте, что внесло сумятицу в ряды ЕНП: консервативное крыло выступает за восстановление членства «Фидес», либеральное – против.

Фракция «зелёных», получив на 2% больше мандатов, чем ранее (9% вместо 7%), стала четвёртой по численности в ЕП и желательным союзником для тех, кто захочет создать коалицию большинства. «Зелёные» придерживаются проевропейских взглядов с акцентом на экологию и уже заявили, что запросят высокую цену за свою поддержку будущей проевропейской коалиции.

Между тем всё больше европейцев сомневаются в светлом будущем Евросоюза. 57% итальянцев и 58% французов считают вероятным распад ЕС в ближайшие двадцать лет. В большинстве стран-членов ЕС от 1/3 до 1/4 граждан не исключают военного конфликта внутри ЕС в ближайшие десять лет. Согласно данным американского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), так думают 27% немцев, 31% чехов, 33% венгров и 35% французов и австрийцев. Более 50% голландцев и румын в возрасте 18-24 лет говорят о боязни войны в Европе.

Бывший главный стратег Белого дома при президенте Трампе и жёсткий критик наднациональных институтов Европы Стив Бэннон на следующий день после завершения выборов в Европарламент дал уничтожающую характеристику положения дел в ЕС: «Евроинтеграция умерла… Вчера состоялось историческое событие»