Милорад Додик, президиум Боснии и Герцеговины

США втягивают Боснию в НАТО, игнорируя сербов

Милорад Додик сопротивляется

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Конец лета стал временем усиленного давления на сербского члена Президиума Боснии и Герцеговины (БиГ) Милорада Додика со стороны США, добивающихся подписания программы сотрудничества БиГ с НАТО и вовлечения республики в альянс.

Из-за разногласий по этому вопросу между боснийскими сербами, с одной стороны, и лидерами хорватов и мусульман – с другой,  Босния и Герцеговина девятый месяц живёт без правительства.  Сменивший Додика на посту главы Президиума БиГ представитель хорватской общины  Желько Комшич предложил Додику подписать ежегодную программу сотрудничества с НАТО – ANР (Annual National Programme), а взамен получить во главе правительства представителя своей партии «Союз независимых социал-демократов» (СНСД) министра финансов Республики Сербской Зорана Тегельтию.

«Я действую и буду действовать впредь, в соответствии с ранее принятыми Президиумом БиГ решениями, в данном конкретном случае – об интеграции с НАТО»,  – заявил Комшич. Это шантаж. «Одобрение» программы сотрудничества с НАТО не является решением Президиума – за него проголосовали лишь хорватский (в лице Желько Комшича) и мусульманский (в лице Бакира Изетбеговича) представители. Лидер сербской общины Милорад Додик отстаивает нейтральный, внеблоковый статус Боснии и Герцеговины. За это же проголосовала Народная скупщина Республики Сербской (РС), входящей в состав БиГ наряду с Мусульмано-хорватской федерацией. А подписание программы сотрудничества с НАТО равнозначно выдаче Боснии и Герцеговине «входного билета» в Североатлантический блок.

В декабре 2018 года лидеры сараевских бошняков (славян-мусульман) подготовили План действий по членству БиГ в НАТО кулуарно, без обсуждения на Комиссии по интеграционному процессу в НАТО, из двадцати членов которой семь – сербы. Для утверждения  этого документа нужны голоса представителей всех трёх общин, но позицию сербов власти Сараево проигнорировали.

Атака на Милорада Додика развивается. Член коллегии палаты представителей боснийского парламента Денис Бечирович потребовал «не соглашаться с шовинистической матрицей Додика» и заявил: «Не должно быть никаких компромиссов, мешающих евроатлантическому пути Боснии и Герцеговины… Европейским государствам давно пора присоединиться к санкциям против Додика, наложенным на него США».

Верховный представитель по БиГ Валентин Инцко (Австрия) обвинил сербского члена Президиума в том, что тот подрывает основы Дейтонских соглашений. Додик  парировал: верховные представители сами нарушили Дейтон, отобрав у Республики Сербской полномочия (суды, вооружённые силы, сбор налогов и многое другое), первоначально делегированные сербскому энтитету данными соглашениями. Додик, по его словам, оставляет за собой право действовать на основании решений Народной скупщины РС.

Позицию Вашингтона сформулировал представитель Государственного департамента США Мэтью Палмер: «Я надеюсь, что Милорад Додик перестанет упорствовать...  Будущее БиГ  – это Запад: ЕС, НАТО, партнерство с Соединёнными Штатами». Одновременно Палмер дал понять, что американские санкции против Додика уже принесли плоды – была сорвана возможность референдума об отделении Республики Сербской от Боснии и Герцеговины. Мол, подействуют санкции и сейчас…

«Палмер меня не напугал, если бы я боялся, то давно бы ушел из политики, – ответил на это Милорад Додик…. – Палмер… – часть старой американской администрации, которая делает ставку на мусульман БиГ. Я против такой политики. И призываю мусульман, сербов и хорватов договориться о том, что никто не может навязывать нам свою политику извне. Когда в начале августа мы – лидеры ведущих партий, подписали соглашение о формировании правительства, из посольства США выходили на мое окружением с тем, чтобы склонить меня принять план сотрудничества с НАТО. Что это, как не вмешательство американцев во внутренние дела БиГ? Конституция БиГ предусматривает существование Мусульмано-хорватской федерации и Республики Сербской, и только эти субъекты формируют политику страны…»

6 августа ведущие партии страны – Партия демократического действия (ПДД) Бакира Изетбеговича, Союз независимых социал-демократов (СНСД) Милорада Додика и Хорватское демократическое содружество (ХДС) Драгана Човича действительно подписали договор о принципах формирования правительства.  Был оговорен месячный срок выполнения договора. Есть в нём и расплывчатый пункт о сотрудничестве с альянсом, который каждая из сторон трактует по-своему: Додик заявляет, что формирование правительства и сотрудничество с НАТО не связаны; Изетбегович говорит, что речь идет об ограниченном сотрудничестве; Чович вообще не комментирует ситуацию. И всё идёт к тому, что к 6 сентября правительство у Боснии и Герцеговины не появится. Пойдёт десятый месяц существования БиГ без исполнительной власти.

Интересно, что с некоторых пор лидер бошняков Бакир Изетбегович отступил в тень, уступив роль первого плана Желько Комшичу. Поведение Изетбеговича начало меняться после визита в БиГ президента Турции Эрдогана. Раньше Турция и Изетбегович всячески поддерживали вступление БиГ в западный военный альянс, но сейчас отношения Анкары с Западом осложнились. Этим может объясняться и сдержанность Изетбеговича. Ведь бошняки воспринимают Турцию так же, как сербы Россию, а хорваты – Германию.

И сейчас никто не скажет, как долго ещё просуществует Босния и Герцеговина в её нынешнем виде – рыхлое политическое образование, объединившее противников в Боснийской войне 1992-1995 годов.

Фото: europeanwesternbalkans.com