На полигоне Бан Пэн в Лаосе прошли первые российско-лаосские военные учения «Ларос – 2019»

Русские в Лаосе – эхо старой войны и безопасность сегодня

Вьентьян разделяет взгляды Москвы на формирование справедливого многополярного мироустройства

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Лаосе на полигоне Бан Пэн состоялись первые российско-лаосские военные учения «Ларос–2019» с участием более пятисот военнослужащих обеих стран.

Скупые отчёты военных пресс-служб сообщают: «Российский контингент составлял танковое подразделение мотострелкового соединения Восточного военного округа, медицинское отделение и взвод обеспечения. Цель учений состояла в отработке тактики совместных действий в джунглях по обнаружению и уничтожению условных бандгрупп и лагерей террористов».

Лаосская Народно-Демократическая Республика – отрезанное от моря социалистическое государство в Индокитае, зажатое между Вьетнамом, Таиландом, Камбоджей, Китаем и Мьянмой.

Лаосская Народно-Демократическая Республика – отрезанное от моря социалистическое государство в Индокитае, зажатое между Вьетнамом, Таиландом, Камбоджей, Китаем и Мьянмой. В последнее время Вашингтон стремится установить контроль над Индокитайским полуостровом, чтобы запереть Китай внутри евразийского материка, ограничить его доступ в Индийский океан и через Южно-Китайское море к Тихому океану. Stratfor называет Лаос «сухопутным перекрёстком Юго-Восточной Азии». Во избежание зависимости от более мощных соседей Лаосу приходится лавировать, полагаясь на дружбу иностранных держав. США предлагают для дружбы себя. Сближение с Вьентьяном позволит американцам получить опосредованный доступ к границе с Южным Китаем, а также оттеснить Китай от Камбоджи, с которой Пекин активно развивает военное и экономическое сотрудничество.

В 2018 году Лаос и Камбоджа заключили соглашение о военном сотрудничестве и взаимном обеспечении региональной безопасности. Эти две страны клином отделяют Вьетнам с его настороженным отношением к Китаю от проамериканского Таиланда с его проамериканским режимом.

Военные учения «Ларос – 2019»

Военные учения «Ларос–2019»

Из пяти государств Индокитайского полуострова больше всего к сотрудничеству с оппонентами США (Китаем, Россией, Северной Кореей) открыты именно Лаос и Камбоджа. К тому же уже десять лет между Лаосом и Китаем действует соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. А без Лаоса и Камбоджи создаваемое Вашингтоном в регионе антикитайское пространство остаётся разорванным.

О растущих масштабах российско-лаосских отношений говорит динамика встреч на высшем уровне. Три года назад прошли переговоры президента Владимира Путина, а два года назад – премьера Дмитрия Медведева и председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с лаосским премьером Тхонглуном Сисулитом. В апреле 2019 года в Лаосе побывал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, обсудивший проблемы борьбы с международным терроризмом, незаконный оборот наркотиков, обеспечение информационного суверенитета и противодействие «цветным революциям». А в 2018 году в Лаосе побывал с официальным визитом Сергей Шойгу, во Вьентьяне открылось представительство Министерства обороны РФ.

Россия оказывает Лаосу консультационную помощь в реформировании лаосской армии, экспертно-техническое содействие в ремонте вертолётной техники, поставляет учебно-боевые самолёты Як-130, модернизированные танки Т-72 и БРДМ-2М, военные мотоциклы «Урал», противоминную технику. В Лаосе отработал отряд Международного противоминного центра ВС РФ, помогая уничтожать неразорвавшиеся американские бомбы времён войны 1960-1970-х гг. От услуг Вашингтона в разминировании Вьентьян отказался.

Следы вьетнамской войны Америки в Лаосе.

Следы вьетнамской войны Америки в Лаосе.

Следы вьетнамской войны Америки в Лаосе. Фото hellishamerica.ru

Вьентьян разделяет взгляды Москвы на формирование справедливого многополярного мироустройства. У России и Лаоса нет спорных вопросов. Если в 2014 году товарооборот между двумя странами составлял всего $39,2 млн., то через четыре года он вырос в четыре с лишним раза, превысив $160 миллионов. В торговые отношения с Лаосом вовлечены 19 регионов Российской Федерации; обсуждается участие российских специалистов в добыче полезных ископаемых, строительстве ГЭС «Се Конг - 5» (оценивается в $800 млн.), продолжаются поставки российской гражданской авиационной и строительной техники.

Российско-лаосские связи развиваются с 1960-х годов, когда при посредничестве СССР в Индокитае был прекращён конфликт с Францией. После спада начала 1990-х годов наметилась активизация российско-лаосских взаимоотношений. В начале нового тысячелетия Россию с официальным визитом посетил премьер-министр ЛНДР, с тех пор связи между двумя странами укреплялись.

Лаосу нужна Россия, а России – Лаос. В мире не так много центров силы, и независимость небольшой страны не может быть обеспечена иначе как нахождением в фарватере крупной державы. Лаос развивается с выгодой для себя, и Россия ему в этом помогает. Почему она, а не США? Да потому что лаосцы помнят: ЦРУ когда-то культивировало в их стране наркобизнес, опираясь на горные племена хмонгов, американская авиация устраивала ковровые бомбардировки Лаоса, чтобы перерезать пути поставок из Северного Вьетнама. По разным подсчётам, на землю Лаоса было сброшено американцами около 2 миллионов тонн железа и взрывчатки; это был старый боезапас, около полумиллиона тонн бомб не разорвались. Эхо давнишней войны постоянно даёт о себе знать – от «взрывов прошлого» в Лаосе ежегодно гибнут сотни мирных жителей.

Барак Обама, посещая в пору своего президентства Индокитай, произнёс правильные слова: «Лаос является государством, которое во всей истории наиболее пострадало от бомбардировок в пересчете на одного человека. Деревни и целые долины были стерты с лица земли. Огромное количество гражданского населения погибло». Однако принести извинения народу Лаоса американский президент не посчитал нужным.

СССР, Россию жители Лаоса видят совсем по-другому. Это строящиеся госпитали, это обучение, это помощь в разминировании территории… Всё, вместе взятое, и определяет геополитический выбор «сухопутного перекрёстка Юго-Восточной Азии».