Поколение Z

Поколение Z сквозь призму мифов и в реальности

Поколение Z отличается от прочих тем, что оно совершит, хотя трудностям, которые ему выпадут, лучше не завидовать

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Публикаций о новом «цифровом» поколении всё больше. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что принципиальных отличий поколения Z от предыдущих почти нет.

Когда мы начинаем говорить о людях во времени, стоит понять основное свойство культурно-исторических изменений – они происходят по экспоненте. Те процессы, что раньше занимали столетия, пробегают за месяц. Время «схлопывается», превращается в череду мелькающих клипов, темп социальных процессов ускоряется. Основной капитал в сети – это внимание; подогревает и инициирует коммуникационные процессы новый софт.

Социологи выделяют разные качества поколения Z, но, если посмотреть внимательно, они оказываются либо признаками, свойственными любой молодёжи в любые времена, либо объясняются наложением общих процессов развития цивилизации на молодое поколение, которое по сути своей склонно к новинкам, инновациям, стартапам – любым началам вообще.

Если исключить из этого чаяния молодёжи как таковой, – неприятие обыденности, тягу к спонтанности, острым переживаниям, к разнообразию сильных впечатлений, – останется не так уж много особенностей.

Может, малоподвижный образ жизни, долгое сидение с гаджетами, имеющими выход в Интернет. Так это было и с нами – с теми, «кому за 50»; мой сосед ещё по советскому времени нырял с головой во дворе в книжные запои и каждые два года знакомился с дворовыми хулиганами заново.

…Они не любят вникать в длинный текст, лучше понимают иконки, смайлики, видео, картинки? Да, но всё это укладывается в модель «ускорения». Видеоформат нагляднее, информация в нём более концентрирована. Следующий шаг – трёхмерность.

Они менее мотивированы? Так ведь и мы замираем, глядя на костёр, а они глядят в монитор. Может, медитируют?

Выделяют ещё такую особенность «зэтов», как навигация в социальных сетях. Они плывут в информационном потоке, реагируют «здесь и сейчас». Так ведь мы тоже зависели от других, интересовались тем, что скажут наши авторитеты – по институту и «по жизни». Нас тоже интересовало общественное мнение, а роль рупора оппозиции выполняли бабушки на лавочках у подъездов. Предыдущим поколениям тоже было совершенно всё равно, что скажут родители, а формула «здесь и сейчас» известна не одно тысячелетие…

Многочисленные публикации об отличиях поколения Z, подмечая очевидные тенденции, прежде всего, стараются формировать это поколение по своему вкусу; стадное чувство, свойственное молодёжи, никто не отменял, и это используется.

Что действительно важно понимать в общении с ними – они не испытывали в жизни особенных трудностей. Им не выпало ни 20-х, ни 40-х, ни 90-х… Они изнеженны и от этого нервничают. Впрочем, молодые всегда были такими по сравнению с отцами…

Более важную роль в формировании пристрастий играет влияние Ютуба и интернет-трафика высочайшей плотности – самого разнообразного контента, переполняющего мировую сеть.

«Зэтам» свойственно визуальное мышление. Для них мир – не текст, а картинка, мем, что резко перестраивает его наполненность смыслами (и бессмыслицей). Дети Голливуда и его окрестностей плывут в сетевом потоке и думают, что их не поймали…

Важнее изменения в роли семьи, этика; это основы, они не могут сильно изменяться, но и здесь есть некоторый крен. «Зэты» постепенно освобождаются от такого «старого» качества, как скромность. Тому есть и причина. Одна из главных ценностей, привитых поколению Z, – самореализация. Творческих натур стало слишком много; конкуренция раскаляет сетевые кластеры поэтов, дизайнеров, рэперов, гейм-креаторов… Рынок творческих продуктов перенасыщен, талант превращается в высокотехнологическое оружие, а пиар – из презренного сводничества в умение это высокотехнологичное оружие применить.

Процесс нивелировки авторитетности любой информации, начавшийся в конце советской эпохи, закончился. Таблоидам доверяют меньше, чем газетам. Во времена фейков, выглядывающих из каждого IT-утюга, надо иметь хорошее чутьё и быстрые пальцы. «Зэты» находят информацию и проверяют её лучше и быстрее. Поколение Z умеет фильтровать информацию, а это важнейший навык в информационном обществе.

Если предыдущим поколения многие «взрослые вещи» казались до поры до времени скучными, то поколению Z они просто не нужны. Традиционное государство, экономика, деньги, старые политические игры – ничего из этого им уже не хочется. Массовый допуск к поисковикам привёл «зэтов» к тому, что информацию найти легко, но за потоками рекламы и дезориентирущего спама не всегда легко отделить зёрна от плевел. И здесь таится ловушка «минимума усилий». От прежних поколений требовались усилия – пойти в библиотеку, найти товарища, у которого есть нужная книга. И интересующий вопрос прорабатывался «прежними» как можно более глубоко – в следующий раз сосед нужную книгу мог и не дать…

Сейчас всё намного проще – один клик и полная история человечества проплывает у тебя перед глазами. Информация, ставшей очень доступной, теряет ценность, а уникальный контент найти по-прежнему крайне трудно. Действительно, ловушка.

Время диктует значимость компетенций. Сейчас необходимо умение вовремя выловить из сети нужное и (что немаловажно) привлекательное, умело встроить это в своё поведение… Приходится смотреть во все глаза и всё время в Интернет (отчего «зэты» не очень хорошо выстраивают человеческие связи). У них широкий, но не всегда глубокий взгляд. Они неглубоко прорабатывают вопросы, их интересующие. Возможно, оттого они высоко ценят профессионализм, которого им в массе отчаянно не хватает (увы, их так учили). И главное – почти нет шансов обрести профессионализм: без академической базы профессионализм превращается в голый практицизм, не создающий ничего фундаментального.

Возможно, мягкотелость «зэтов» и их неумение выстраивать плодотворные связи плюс отсутствие настоящих специалистов в их среде приведёт общество к новому застою. Возможно, впрочем, и другое – молодую энергию и упорство отдельных молодых флагманов нового общества трудно переоценить. Поверхностность и вытекающий из неё дилетантизм могут стать их ярмом в зрелые годы, но есть вероятность, что сила сгустившихся обстоятельств ещё сформируют из них настоящих профессионалов.

Нельзя сбрасывать со счетов и влияние на поколение Z «старых факторов»: продолжающееся расслоение обществ по образованию и достатку, ухудшение экологии, падение уровня здоровья, вплоть до астеничности, нарастающая примитивизация общественной интеллектуальной сферы. Выпавший на долю нового поколения информационный стресс усугубляет всё названное, и общество в целом будет претерпевать невротические реакции.

В целом, если наложить суммарные свойства поколения на грядущие вызовы (а над «зэтами» нависают как минимум три важнейших вопроса глобального порядка – антивоенный, экологический и культурный), становится немного жаль это поколение, которым и имя-то дали, использовав последнюю букву латинского алфавита.

Они поняли ценность самообразования, они знают, что такое киберспорт и легалайз, они не ценят авторитетов, они не хотят копить ресурсы, не умеют жить вместе, не умеют концентрироваться и сосредоточиваться – но любят спокойствие и комфорт. Они пытаются быть гражданами мира, и в то же время они учатся быть благодарными, ценить тяжёлые уроки прошлого, они готовы направиться в новые неизведанные миры…

И если подытожить – чем поколение Z отличается от прочих? Тем, что оно совершит. Хотя трудностям, которые ему выпадут, лучше не завидовать.

Фото: tcblog.ru

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться