Почему у России нет истребителей пятого поколения?

Почему у России нет истребителей пятого поколения?

Что такое культура оборонного производства

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Пентагон начал аудит компании Pratt & Whitney, входящей в состав United Technology Corp., чтобы выяснить причины отставания от графика снижения стоимости двигателей для новейших американских истребителей пятого поколения F-35.

Являясь единственным поставщиком двигателей для F-35, компания Pratt & Whitney и её субподрядчики надеются получить из государственного бюджета $66 млрд. из запланированных $428 млрд. на производство более чем трёх тысяч истребителей, строящихся для ВВС США и их союзников.

Это самая крупная американская программа вооружений за всю историю. Однако реализована она может быть в полной мере лишь при выполнении производителями и заказчиком, Пентагоном, обязательств перед Конгрессом США по снижению стоимости этих самолётов.

Аудит был начат после того, как Pratt & Whitney заявила, что смогла снизить стоимость контрактов с субподрядчиками на очередную партию комплектующих для двигателей F-35 только на 3%. Корпорация Lockheed Martin, которая строит остальную часть самолёта, со своей стороны прогнозирует экономию в 15,3%. В Пентагоне заинтересовались такой большой разницей.

«То, что цена на двигатель снижается не так быстро, как на планер, вызывает беспокойство, – заявил куратор программы F-35 в Министерстве обороны США Грег Кунц. – Мы используем все доступные нам инструменты, чтобы получить лучшую цену для налогоплательщика».

Решение о полномасштабном производстве истребителей F-35 в ближайшее время будет принимать Конгресс США, и в Пентагоне буквально из кожи лезут, чтобы снизить расходы на производство перспективного истребителя. Конгресс уже выделил $27 млрд. на производство двигателей, но для получения остальных средств американским инженерам придётся изрядно потрудиться. Военные аудиторы посланы Пентагоном им в помощь.

По данным Pratt & Whitney, аудит коснётся 280 американских и иностранных поставщиков. Мэтью Бромберг, президент Pratt & Whitney по военным двигателям, сказал в интервью агентству Bloomberg, что с начала производства компания добилась снижения затрат на двигатель более чем на 55%, но дальнейшая экономия зависит от поставщиков комплектующих.

«Eсли аудиторы найдут какие-то не использованные компанией возможности для сокращения затрат, которые мы не используем, я принимаю их на 100%», – отметил Бромберг.

После того как в конце 2016 года избранный президент США Дональд Трамп подверг критике программу создания новейшего боевого самолёта из-за её слишком высокой стоимости, корпорация Lockheed Martin объявила о намерении снизить в 2019 году стоимость истребителей F-35 до $85 млн.

На сегодняшний день, как сообщил портал Flight Global, стоимость одного F-35 понижена до $77,9 млн. В 2025 году Lockheed Martin рассчитывает снизить также эксплуатационные расходы на F-35 с сегодняшних $35 тыс. в час до $25 тыс. в час. В январе 2020 года Lockheed Martin заявила, что затраты на содержание одного самолёта продолжают снижаться четвёртый год подряд (с 2015 года на 35 %).

В 2019 году было выпущено 134 F-35 различных модификаций. В 2020 году Lockheed Martin рассчитывает выпустить 140 истребителей. В 2021 и 2022 годах – по 165. В 2023 году должно быть произведено 170, в 2024-м – 175-180. Всего к концу 2019-го компания поставила в ВВС США и восьми союзных стран 491 такой истребитель.

Наш «ответ Чемберлену», то есть истребитель Су-57, который призван заменить стоящие на вооружении ВКС РФ различные истребители четвёртого поколения и конкурировать с F-35 на мировых рынках вооружений, на сегодняшний день в войска не поступил. 24 декабря 2019 года первый серийный образец Су-57 потерпел крушение в 111 км от аэродрома Дзёмги в Хабаровском крае. Пилот катапультировался. Российские информационные агентства передали со ссылкой на неофициальные источники, что этот самолёт был первым, который собирались передать в ВВС до конца 2019 года.

В конце апреля 2018 года Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), предполагающего создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Индийские военные сочли, что российский истребитель не отвечает заявленным требованиям по малозаметности. Индийцы также считают, что боевая авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам боевого самолёта пятого поколения.

В январе 2020 года военный обозреватель американского издания The National Interest Дэвид Экс опубликовал статью, в которой выразил уверенность, что Су-57 не готов к боевым действиям. По его мнению, этот истребитель не сможет противостоять высокотехнологичному противнику, такому как американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Главными недостатками российского истребителя названы «неполные системы вооружения и управления истребителя, отсутствие штатных двигателей второго этапа и многосерийного производства». Из других проблем, связанных с производством Су-57, Дэвид Экс назвал затягивание его разработки и недостаток финансирования.

Большинство российских военных экспертов считают главной проблемой Су-57 отсутствие соответствующего требованиям к истребителю пятого поколения двигателя. Сейчас на Су-57 ставят двигатели АЛ-41Ф1, разработанные в двигателестроительной компании «ОДК-Сатурн» в Рыбинске. Они удовлетворяют ряду требований, предъявляемых к авиационным силовым установкам пятого поколения, в частности имеют полностью электронное управление и плазменное зажигание. Однако тяга АЛ-41Ф1 недостаточна, чтобы самолёт мог конкурировать с американскими истребителями пятого поколения.

Новый двигатель, которому присвоено название «Изделие 30», также создаётся в Рыбинске. По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ). Его основные характеристики позволяют относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ. Пока «Изделие 30» остается на стадии лётных испытаний и проверяется на опытных самолётах Су-57. К настоящему времени изготовлено около двух десятков опытных двигателей, предназначенных для проверок на земле и в воздухе. Российский портал «Военное обозрение» сообщает, что весь цикл лётных испытаний «Изделия 30» может занять три года. Для сравнения: уже через год в США будет завершена разработка революционных двигателей – трехконтурных ТРД, которые будут установлены, в частности, на F-35 и сделают его недосягаемым для любых иностранных конкурентов.

Относительно разработок российского трёхконтурного ТРД ничего не известно. В редких публикациях на эту тему сообщается, что такая работа ведётся, но она засекречена.

Недавно в корпорации «Сухой» сменился генеральный директор. Российские и иностранные СМИ связали это с «проблемами Су-57». Однако решение столь серьёзной проблемы, как отставание от потенциального противника в разработке и производстве перспективных боевых самолётов, одними кадровыми перестановками не решить. Может быть, стоит поучиться у тех же американцев культуре оборонного производства?