Американские биолаборатории в южном подбрюшье России

Американские биолаборатории в южном подбрюшье России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Проблему существования биологических лабораторий Пентагона в Центральной Азии обычно связывают с Казахстаном, но масштабы этого явления шире.

Распространение инфекции коронавируса вновь приковало внимание к старой теме. В мае власти Казахстана приняли решение создать Совет по биологической безопасности, с появлением которого, надеются эксперты, станет более понятно, чем занимаются американцы в Алма-Ате и Отаре.

«Биологическая петля», идущая в Центральную Азию с Украины через Молдавию и Закавказье, охватывает и Туркменистан, хотя закрытость этой страны осложняет планы Вашингтона. DTRA (Агентству по сокращению военной угрозы при Министерстве обороны США) залезть в Туркменистан практически невозможно, но представительство USAID (Агентство США по международному сотрудничеству) и проекты USAID в Ашхабаде уже существуют.

Посол США в Туркменистане Аллан Филипп Мастард открывает лабораторию в Ашхабаде.

Посол США в Туркменистане Аллан Филипп Мастард открывает лабораторию в Ашхабаде. Фото tdh.gov.tm

14 марта 2019 года Союз промышленников и предпринимателей Туркменистана (СППТ) и корпорация Hil Standart открыли при содействии USAID первую в стране частную микробиологическую лабораторию. Официально её назвали лабораторией пищевой безопасности. Количество персонала лаборатории и степень контроля за ней американцев неизвестны.

Один из блоков ашхабадской лаборатории. Фото tdh.gov.tm

Один из блоков ашхабадской лаборатории. Фото tdh.gov.tm

Таджикистан также находится в сфере интересов биологов из Пентагона. Часть проектов проводится через USAID: открытие в 2019 году лаборатории при Республиканском центре борьбы с туберкулёзом; финансовая помощь лаборатории туберкулёзной больнице «Шифо» в Вахдате; создание лабораторного центра в Исфаре.

На открытии референт-лаборатории в Душанбе

На открытии референс-лаборатории в Душанбе

То, что не удаётся американцам, доделывают европейцы. Новейшая бактериологическая референс-лаборатория на базе Гастроэнтерологического института в Душанбе создавалась на деньги Фонда Мерьё (Fondation Mérieux), известного не только благотворительностью, но и строительством биологических лабораторий в Китае, Мьянме, Бангладеш, в Африке. Характерно, что на территории бывшего СССР Fondation Mérieux работает только в Таджикистане. Объективные оценки работы бактериологической лаборатории в этой республике отсутствуют.

Захватывают «биолабораторные» интересы Пентагона и Узбекистан. Специфика политического режима при Исламе Каримове не мешала, даже содействовала работе структур Министерства обороны США. Достаточно назвать бывший биохимический полигон на казахско-узбекском острове Возрождения на Арале, полигоны в Каракалпакии. Считается, что ЦРЛ (Центральная референтная лаборатория) была открыта в Ташкенте благодаря тогдашнему американскому послу Джону Пурнеллу и Агентству США по международному развитию (АМР) в 2007 году, но подготовительные работы велись с 1997 года, когда в Узбекистане появился региональный офис УНТЦ – Украинского научно-технического центра.

Узбекистан в системе УНТЦ

Узбекистан в системе УНТЦ

Известно также, что в закрытую лабораторию в казахстанском Отаре, рядом с границей Узбекистана, приезжали специалисты из Ташкента с «какими-то иностранцами»; в DTRA одним из кураторов проектов в Узбекистане по линии УНТЦ был некий Джейн Дж. Танненбаум.

21 апреля 2011 года временный поверенный в делах США в Узбекистане Дуэйн Бутчер открыл лаборатории в Андижане и Фергане, построенные при финансовой поддержке DTRA специалистами Bechtel National Incorporated – крупной инжиниринговой и строительной компанией из Сан-Франсиско. Стоимость проекта около 1,3 млн долларов. Официальное назначение лаборатории – «помощь в выявлении особо опасных патогенных микроорганизмов и предотвращении эпидемий». Дуэйн Бутчер отмечал, что это «лишь один из множества проектов, над которыми в настоящее время работают США и Узбекистан». Речь шла о реконструкции 10 областных диагностических лабораторий и 17 единиц эпидемиологического обеспечения.

Потом с помощью американцев появились станции в Бухаре, Карши, Самарканде, Нукусе; среди персонала некоторых из них имеются граждане США.

Летом 2015 года DTRA и американский Центр по контролю и профилактике заболеваний провели в Ташкенте семинар для врачей, эпидемиологов и лабораторных специалистов Минздрава Узбекистана по обмену опытом в расшифровке лабораторных анализов особо опасных патогенов. Планировалась масштабная модернизация 157 санитарно-гигиенических лабораторий по всей стране общей стоимостью 17,4 млн долларов.

Самой крупной лабораторией из тех, что построили в Узбекистане DTRA и Bechtel National Incorporated, стала станция в Ургенче (Хорезмская региональная диагностическая лаборатория), открытая 18 октября 2016 года, сразу после смерти Каримова. При открытии лаборатории посол США Памела Спратлен заявила о полном взаимопонимании между DTRA и правительством Узбекистана.

Посол США Памела Спратлен на церемонии открытия центра в Ургенче

Посол США Памела Спратлен на церемонии открытия центра в Ургенче

Из слов американского посла следовало, что лаборатория в Ургенче «позволит впервые получить опытные данные о распространенности антимикробной устойчивости», а это «улучшит качество жизни и здоровья граждан Узбекистана и других стран региона».

Однако «улучшения качества жизни и здоровья» не произошло. Напротив, в Узбекистане были зафиксированы необъяснимые вспышки кори (полтысячи человек в Самаркандской области) и ветряной оспы (эту болезнь прикрывали диагнозом «аллергический дерматит»). В Ташкенте бытует версия, что жёсткий прессинг Гульнары Каримовой, дочери бывшего президента Узбекистана, связан в том числе с тем, что она уделяла слишком много внимания происхождению непонятных болезней.

Сейчас американцы продолжают деятельность в Узбекистане. В апреле 2017 года при НИИ эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний Узбекистана был открыт Центр по борьбе с резистентностью к антимикробным препаратам. Новое руководство Узбекистана, сохраняющее отношения с Вашингтоном, о лабораториях молчит. Лишь однажды, в октябре 2018 года, молчание было нарушено: после заявления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых сил РФ Игоря Кириллова о создании «лабораторного пояса» вокруг России в Министерстве обороны Узбекистана заявили, что там «не слышали» о реконструкции подконтрольных Пентагону лабораторий в республике.