Первый губернатор Русской Аляски Александру Баранову

О сносе памятника первому губернатору Русской Аляски Александру Баранову

Из дикарей русские делали христиан, из невежд – образованных

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Власти города Ситка (штат Аляска) подчинились требованию местных активистов, потребовавших на волне антирасовых волнений в США убрать из центра города установленный в 1989 году памятник первому губернатору Русской Аляски Александру Баранову (1747-1819). Буйные из числа активистов заклеймили памятник Главному правителю русских поселений в Северной Америке как символ белого колониализма и унижения индейцев Аляски тлингитов (the Tlingits).

Координационный совет организаций российских соотечественников в США собрал шесть тысяч подписей в защиту памятника, но это не помогло. Единственное, чего удалось добиться, – памятник не будут сносить под улюлюканье толпы, а перенесут в городской музей, пообещал градоначальник Ситки Гэрри Питкэн.

Надпись на памятнике Баранову гласит: «Да будем жить в вечном мире и дружбе на этой земле» (That we may dwell in anmity and peace forever in this region). «Вечного мира» не получилось. Впервые американцы осквернили памятник в 1989 г., затем повторно в 2013 г.

Между тем благодаря Баранову, который в 1790-1818 гг. занимал пост главного управляющего Русско-американской компанией, на Аляске появились первые судостроительные верфи, рынки, больницы, библиотека, ремесленные мастерские, кирпичный и чугунолитейный заводы, православные церкви, семинария, были внедрены сельскохозяйственные технологии… С русскими на Аляску пришла цивилизация.

Поначалу отношения индейцев-тлингитов к русским было враждебным. Первое нападение на группу русских и алеутов, в которой находился Баранов, индейцы совершили в 1793 г., несмотря на то что ранее уже состоялся мирный контакт, когда индейцам были вручены в подарок медный крест и изображение российского монарха.

Тлингиты были самым воинственным народом Аляски («хуже самых диких зверей», говорили русские), держали в подчинении окрестные племена и конкурентов не терпели. Их не устраивало, что презираемые ими мирные алеуты стали искать защиты у русских. Для острастки тлингиты ловили алеутов и отрезали им головы. Самую мелку ссору тлингиты расценивали как уязвление племенной гордости и отвечали убийствами поселенцев, непричастных к ссоре. Поводом для убийства мог послужить даже отказ русских выполнить какую-нибудь бытовую просьбу тлингитских вождей.

К моменту прибытия русских тлингиты уже торговали с американскими дельцами. Американцы грозили индейцам полным прекращением экономических отношений, если те не прогонят русских. Всё это привело к тому, что с 1802 по 1805 год Аляску охватила серия крупных русско-тлингитских конфликтов, в ходе которых индейцы взяли штурмом Михайловскую крепость на о. Ситка и перебили в лесу две партии русских промысловиков.

В 1804 г. русские вновь отвоёвывают Ситку и освобождают из рук тлингитов пленных женщин-алеуток. В этом бою Баранов получает ранение. Позже по его распоряжению здесь появится г. Новоархангельск – столица Русской Аляски.

Вражду индейцев к русским подстёгивали хищнические действия некоторых русских купцов. Приказчик Русско-американской компании учёный-этнограф Кирилл Тимофеевич Хлебников называл их «людьми без чести и доброй нравственности». Чтобы навести порядок, русская администрация поручает присланному на Аляску священнику Иоанну Вениаминову (будущий святитель Иннокентий Московский) составить табель промысла котиков, чтобы их поголовье не уменьшалось и давало пропитание местным жителям. Разгулявшихся купцов приструнили, численность котиков выросла. Затем о. Иоанну было поручено духовное окормление тлингитов.

Святитель Иннокентий Московский

Святитель Иннокентий Московский

На о. Ситку он прибыл в разгар эпидемии оспы. Снова начались убийства русских, индейцы считали их виновниками эпидемии. На рынке индейцы старались продать русским заражённую оспой еду. Будучи привиты от оспы, русские не болели, а тлингиты умирали сотнями. Вот как описывается это в житии св. Иннокентия Московского: «[Тлингиты] наконец обратились к русским врачам… с просьбой защитить их от болезни. Понятно, что русские доктора сразу пришли на помощь… С помощью русских врачей оспа была побеждена».

После этого отношение тлингитов к русским изменилось. Вскоре о. Иоанн приступил к крещению индейцев. В каждом случае он предварительно испрашивал разрешения вождя племени и матери крещаемого. Это уважение к старшим трогало индейцев больше всякой проповеди, и о. Иоанн не получал отказа. Изучив тлингитский язык, о. Иоанн открывает школу для детей индейцев и алеутов. Столетиями враждовавшие тлингиты и алеуты сидели на одной скамье, изучая грамоту и Закон Божий. В тлингитах за их целеустремлённость и стойкость о. Иоанн видел будущих проповедников Православия в Америке.

«Русские миссионеры были не такими [как европейские]. При них мы говорили на родном языке, танцевали народные танцы… в церкви у нас есть Библия на местных языках»,говорит тлингит по имени Кирилл, готовящийся, как и его отец, стать священником.

«Из дикарей они делали христиан, из невежд – образованных. Они строили церкви, основывали школы, и до сих пор ещё лучи христианского света доходят до Аляски не из Вашингтона, а к стыду нашему, из Санкт-Петербурга и Москвы», – цитируются в житии св. Иннокентия Московского слова одного из американских конгрессменов после покупки американцами Аляски в 1868 году.

Идеологически агрессивная проповедь, которая раздаётся сейчас в Америке (раз все белые колонисты уничтожали индейцев, значит русские на Аляске – расисты и убийцы!), является вопиющим искажением фактов.

Русские  стремились инкорпорировать тлингитов в государственный организм Российской империи, обучить грамоте, ремёслам. Не подсовывали индейцам заражённые оспой одеяла, как англичане, а лечили от оспы. Не истребляли продовольственные запасы индейцев, а составили нормированный график добычи морских котиков, чтобы удовлетворить и нужды Русско-американской компании, и местного населения.

Не пользовались рабским трудом, а хотели выкупать рабов у аляскинских индейцев для их вольного расселения на Камчатке и Курилах наряду с русскими подданными. Крестили не огнём и мечом, как португальцы и испанцы, а добрым словом и с согласия местных вождей. Не изгоняли аборигенов прочь, а приглашали на работу и женились на местных женщинах. Даже жена Александра Баранова была индианкой –  факт, невозможный для губернатора-европейца! Ни одна из европейских колониальных держав (Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Испания) не вела себя с аборигенами столь взвешенно и с такой заботой, как русские колонисты.