Здание Контрольного совета по управлению Германией

Как союзники начинали управлять поверженной Германией

30 июля 1945 г. состоялось первое заседание Контрольного совета по управлению Германией

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Налаживание жизни в стране, которая ещё вчера была твоим противником, а теперь, с её оккупацией, ты несёшь за неё ответственность, – нелёгкая ноша для победителя. Задача приобрела особую сложность, когда дело коснулось Германии, страны, где за годы господства гитлеровского режима нацизм глубоко поразил политику, идеологию, сознание немцев. А оккупация территории бывшего Третьего рейха сразу четырьмя странами-победительницами ещё более усложняла дело.

И тем не менее союзники по антигитлеровской коалиции смогли выработать механизм, позволивший вернуть Германию к послевоенной жизни. Юридической основой деятельности держав-победительниц стала подписанная 5 июня 1945 г. в Берлине Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Великобритании и Франции. Подписи под декларацией поставили главнокомандующие союзными армиями на европейском театре Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал армии Д. Эйзенхауэр (США), фельдмаршал Б. Монтгомери (Великобритания) и генерал Л. де Тассиньи (Франция). От имени своих правительств они заявили, что берут на себя верховную власть в Германии. При этом подчёркивалось, что данный акт нельзя рассматривать как аннексию.

Державы-победительницы стали по собственному усмотрению размещать свои вооружённые силы и гражданские органы в Германии. Все административные органы и население должны были безоговорочно выполнять требования представителей союзных держав и полностью подчиняться их приказам. В документе оговаривалось, что в случае невыполнения Германией перечисленных обязательств страны-победительницы могут предпринять любые действия, которые они сочтут целесообразными.

Германия в границах 1937 г. делилась на четыре зоны: советскую на востоке, британскую на северо-западе, американскую на юго-западе и французскую на западе. Оккупационные силы каждой зоны подчинялись соответствующему главнокомандующему. Берлин, находившийся в советской зоне оккупации, подлежал разделению на четыре сектора и занятию вооружёнными силами четырёх держав. Для совместного управления городом создавалась межсоюзническая комендатура в составе четырёх комендантов от каждой из держав-победительниц.

Для непосредственного осуществления верховной власти в Германии был создан Контрольный совет, который составили главнокомандующие союзными армиями. Каждый из членов Контрольного совета наделялся правом единолично управлять в своей зоне оккупации, а если в повестке дня стояли вопросы, затрагивавшие Германию в целом, делать это совместно с другими членами совета. Решения должны были приниматься единогласно.

25 июля 1945 г. в развитие Декларации о поражении Германии союзники подписали соглашение о дополнительных требованиях к поверженной стране. Соглашение предусматривало полное и окончательное упразднение всех сухопутных, морских и воздушных вооружённых сил Германии, а также СС, СА, СД и гестапо. Полностью и окончательно упразднялась и объявлялась вне закона нацистская партия. Все виды военного обучения, военной пропаганды и военной деятельности были запрещены.

Соглашение закрепляло за державами-победительницами право регулировать все вопросы, затрагивающие отношения Германии с другими странами,  контролировать германскую экономику, финансы и торговлю, систему внутреннего транспорта и энергетику, органы пропаганды и СМИ как «средства воздействия на общественное мнение».

Свою законодательную деятельность Контрольный совет осуществлял путём выработки законов общего применения; издания обращений по вопросам особой важности для оккупационных властей или немецкого населения; приказов с изложением требований к Германии, не установленных в законах; директив и инструкций в адрес конкретных органов.

Оккупационные власти внимательно относились к удовлетворению нужд населения. Вот лишь один пример. Чтобы позволить верующим провинции Мекленбург и Западная Померания без лишних помех исполнить религиозные обряды в связи с Рождеством, начальник управления советской военной администрации провинции разрешил с 15 декабря 1945 г. по 2 января 1946 г. включительно беспрепятственное хождение в течение круглых суток всему местному населению, а также круглосуточную работу в эти дни театров, варьете и других увеселительных уч­реждений.

…К моменту первого заседания Контрольного совета по управлению Германией 30 июля 1945 г. вошедшие в его состав военачальники уже получили некоторый опыт общения друг с другом. Их первая совместная встреча 5 июня 1945 г. в Берлине при подписании Декларации о поражении Германии оставила в целом благоприятное впечатление. Перед официальным заседанием Д. Эйзенхауэр посетил штаб 1-го Белорусского фронта. «Встретились мы по-солдатски, можно сказать, дружески, – вспоминал маршал Г. Жуков. – Д. Эйзенхауэр, взяв меня за руки, долго разглядывал, а затем сказал:

– Так вот вы какой!

Пожав ему крепко руку, я поблагодарил в его лице войска союзников, боровшихся вместе с нами против фашизма…»

Советская сторона организовала приём с отлично сервированным столом для гостей. «Столь гостеприимный жест маршала в отношении своих союзников вызвал у меня сожаление, что я не могу оставаться здесь дольше, – вспоминал, в свою очередь, Д. Эйзенхауэр. – Ансамбль Красной Армии замечательно исполнял песни, а банкетный стол был заставлен русскими деликатесами».

Установлению большего взаимопонимания способствовало и известие из Москвы, о котором Г. Жуков тут же проинформировал гостей: Эйзенхауэр и Монтгомери были удостоены орденов «Победа», а де Тассиньи – ордена Суворова I степени.

 

Эйзенхауэр получает из рук Жукова орден Победы

Однако уже первое общение членов будущего Контрольного совета в полном составе показало, что отношения не будут безоблачными. Когда маршал Жуков предложил союзникам для начала отвести свои войска за ранее согласованную демаркационную линию, видя в этом условие начала успешной деятельности Контрольного совета и работы в оккупационных зонах, те пошли на эту меру лишь после длительных проволочек. Однако и отведя войска, они пытались подвергнуть ревизии договорённости, достигнутые в Ялте и Потсдаме. Именно такой смысл имела их попытка сохранить в своих зонах немецкие военные формирования, сдавшиеся англо-американским войскам, но не распущенные после окончания боевых действий. А это была  целая группировка из 21-й армии и 3-й танковой армии вермахта, а также остатков 12-й и 9-й армий, перешедших через линию фронта к американцам. По свидетельству бывшего командующего группой армий «Висла» генерала К. Типпельскирха, обе подчинённые ему армии благодаря сепаратным переговорам с американцами «были спасены от безоговорочной капитуляции на поле боя, которая неизбежно привела бы их в русский плен»

Маршал Г.К. Жуков 10 июля 1945 г. указал англо-американскому военному командованию на факты грубого нарушения решений Потсдамской конференции о роспуске вермахта. Однако и спустя три месяца положение дел мало изменилось. Главнокомандующий советскими оккупационными войсками и глава СВАГ вынужден был вручить западным представителям в Контрольном совете меморандум, в котором приводились неопровержимые факты, указывавшие на то, что в провинции Шлезвиг-Гольштейн (британская зона оккупации) содержится группировка немецких войск, включающая армейскую группу «Норд», авиационные, танковые и специальные части вермахта и соединения германских ВМС. Здесь же находились около 1 миллиона немецких солдат и офицеров, не переведённых на положение военнопленных.

При обсуждении меморандума маршала Жукова членами Контрольного совета 30 ноября 1945 г. фельдмаршал Б. Монтгомери под давлением фактов вынужден был признать наличие в английской зоне оккупации организованных частей и соединений вермахта, но выполнять решения Потсдамской конференции, как и специальный закон о ликвидации вермахта, принятый Контрольным советом 20 августа 1946 г., англо-американские союзники не спешили. 

Это означало прямой разрыв с решениями Потсдамской конференции и отказ США, Великобритании и Франции от сохранения единого германского государства. А после ре­ше­ни­я западных дер­жав о созда­нии Федеративной Республики Германия путём объединения своих зон в мар­те 1948 г. пре­кра­тил работу и Контрольный совет.