История ТикТок как зеркало борьбы за цифровую гегемонию

История TikTok как зеркало борьбы за цифровую гегемонию

Информационный монополизм США усиливается

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

TikTok– это электронный видео-сервис китайской компании ByteDance, запущенный два года назад и ставший за это время самым популярным в мире.

В 2019 году число пользователей TikTok превысило 1 миллиард человек из 150 стран. Стремительная динамика присуща и компании ByteDance (создана в 2012 г.), гигантской частной компании, входящей в «большую пятёрку» китайских интернет-компаний (наряду с Alibaba Group, Tencent, Baidu и NetEase). Капитализация ByteDance в начале 2020 года превысила 100 млрд. долл. Штаб-квартира ByteDance расположена в Пекине, а зарегистрирована компания на Каймановых островах.

Не прошло и года с момента рождения TikTok, как между компанией ByteDance и властями США возникла напряжённость: Федеральная торговая комиссия США оштрафовала сервис на 5,7 миллиона долларов. Претензии изначально касались приложения Musical.ly, которое ByteDance купила в 2017 году и сделала частью TikTok. Сервис обвинили в сборе персональных данных пользователей в возрасте до 13 лет без согласия их родителей. В результате, утверждали американские чиновники, личная информация несовершеннолетних (имена, электронные адреса, номера телефонов, фото и видео) оказывалась в открытом доступе. Это было нарушением закона о защите конфиденциальности детей в Интернете. Китайская компания признала вину, выплатив штраф и введя возрастные ограничения в приложение ТikТоk. 

По ходу отмечу, что в 2020 году удар по ByteDance нанесла Индия. В рамках политики цифрового протекционизма Министерство электроники и информационных технологий Индии заблокировало почти шесть десятков приложений китайских компаний, в том числе ТikТоk. 

Не успела ByteDance оправиться от удара со стороны Индии, как последовал новый удар со стороны США. В начале июля государственный секретарь США Майк Помпео предупредил, что Вашингтон не исключает в ближайшее время блокировки TikTok на территории Соединённых Штатов, поскольку с помощью приложения TikTok компания ByteDance незаконно собирает пользовательские данные и передаёт их китайскому правительству, что угрожает национальной безопасности Америки. Через несколько дней аналогичное заявление в адрес китайской компании было сделано властями Австралии. Представители ByteDance категорически отвергли все обвинения.

В июле Трамп несколько раз упоминал  TikTok и предупреждал, что Вашингтон в ближайшее время закроет этот сервис на территории США. В то же время из неофициальных источников стали поступать новости: мол, ряд крупных американских инвесторов готовы решить проблему информационной защиты Америки от китайского сервиса путём его покупки. Утверждалось, что покупателями могут стать американские фонды General Atlantic и Sequoia Capital. Позднее в список потенциальных покупателей попала Microsoft. 2 августа прошла встреча между Трампом и генеральным директором корпорации Microsoft Сатьей Наделлой (Satya Nadella), на которой были оглашены планы покупки TikTok американской корпорацией. Трамп попросил американских покупателей поспешить, установив в качестве предельного срока 15 сентября (после этого сервис  TikTok, если он будет оставаться в руках китайцев, подлежит блокированию). 6 августа американским президентом был подписан указ «Распоряжение о противодействии угрозе со стороны  TikTok», предписывающий блокировать все операции с территории США в адрес китайской компании ByteDance. Указ вступает в силу через 45 дней после подписания.

В первой декаде августа компания Microsoft приоткрыла некоторые детали своего плана в отношении TikTok . Она не будет покупать весь сервис, а приобретёт только ту его часть, которая находится в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Microsoft приглашает для покупки китайского актива других американских инвесторов, но на правах миноритариев. Вся пользовательская информация по США и трём другим государствам будет храниться в дата-центрах в США.

Неожиданно планы Microsoft прокомментировал Трамп. Он рекомендовал американским инвесторам приобрести китайский сервис полностью, что обеспечит больший коммерческий эффект для инвесторов и минимизирует риски утечки информации в Китай: «Проще купить бизнес целиком, чем, скажем, 30 процентов… Мое личное мнение таково: покупка 30 процентов  – это чересчур сложно. Проще купить все сразу». Полная покупка TikTok  будет означать, что у США, помимо таких глобальных сетей, как Facebook (около 3 миллиардов пользователей) и Twitter (более 1 миллиарда), появится и TikTok c миллиардной аудиторией.  Согласно  оценкам, социальная сеть TikTok  может стоить около 50 миллиардов долл.

Финансовые эксперты полагают, что Microsoft сумеет самостоятельно (без привлечения миноритарных инвесторов-акционеров) проглотить этот китайский актив. Поглощение TikTok  может стать крупнейшей в истории американского IT-бизнеса сделкой, существенно изменив профиль Microsoft. Традиционно эта компания мало занималась розничным бизнесом (информационными услугами, доводимыми до физических лиц), специализируясь на разработке информационных продуктов для корпоративных и других институциональных клиентов. Переориентация Microsoft на сегмент рынка, связанный с розничными сервисами, может привести к обострению конкуренции с Facebook и Google.

Трамп заявил, что, если покупка TikTok  американскими инвесторами состоится, Министерство финансов США вправе рассчитывать на вознаграждение от сделки. У многих экспертов это вызвало шок. Возникли подозрения, что Трамп загоняет китайскую компанию в угол по соображениям, далёким от национальной безопасности, что он действует как бизнесмен, даже как рэкетир, «отжимающий» чужой бизнес и рассчитывающий на вознаграждение за услугу. Профессор права университета Ричмонда Карл Тобиас в беседе с The Wall Street Journal заявил: «То, что президент предлагает федеральным властям получить прибыль от бизнес-сделки, которую сам же и продавил, абсолютно неслыханно». Давление Трампа на китайскую компанию профессор назвал «незаконным и неэтичным».

Что касается компании ByteDance, то её реакция на предстоящий запрет TikTok остаётся резко негативной. В статье, опубликованной в газете China Daily, считающейся англоязычным рупором официального Пекина, это назвали воровством. Генеральный директор ByteDance Чжан Имин в открытом письме к сотрудникам компании заявил, что планы Трампа состоят в том, чтобы не спасти, а уничтожить  TikTok.

Официальные китайские власти, однако, не проявили жёсткой реакции на решение Вашингтона, какую от них ждали. Эксперты объясняют это тем, что ByteDance не относится к числу стратегически важных для Китая компаний в отличие, скажем, от Huawei, против которой США объявили настоящую войну и которую Пекин всячески защищает. Компания ByteDance продолжает возмущаться бесцеремонностью Вашингтона, но на сделку, кажется, готова. В Китае Microsoft воспринимается как одна из наиболее лояльных американских компаний, поэтому некоторые СМИ в Китае пытаются смягчить китайское унижение и представляют сделку как чуть ли не «дружественное поглощение». Однако если сделка состоится, информационный монополизм Америки только усилится.

Наверное, главными противниками сделки на сегодняшний день остаются пользователи сервиса  TikTok. 2 августа популярный пользователь Макс Бьюмонт опубликовал открытое письмо «тиктокеров» Трампу. Его подписали 20 активных пользователей сервиса, у которых в совокупности более 129 миллионов подписчиков.  Суть несколько витиеватого письма проста: «тиктокеры» просят Трампа не превращать сервис в американский актив. Оказавшись в американской юрисдикции, попав под власть американских политиков и американской негласной цензуры,  TikTok утратит свою привлекательность, а пользователи потеряют свободу слова.

P.S. Параллельно с выдавливанием ByteDance с рынка Вашингтон продолжает давить на другого китайского конкурента – корпорацию Tencent. 6 августа президент Трамп подписал указ по блокированию использования в США известного мессенджера Weсhat, принадлежащего корпорации Tencent. Официальные основания для запрета Weсhat примерно те же, что и в случае с  TikTok: использование приложения для пропагандистской войны Китая против США, сбор информации о пользователях на американской территории. Не оглашаются соображения коммерческого характера – стремление ослабить китайского конкурента на мировом рынке информационных услуг. На начало года число пользователей Weсhat в мире превышало 1,2 млрд. человек. Это второй в мире по популярности мессенджер после WhatsApp (около 2 млрд. пользователей), принадлежащего корпорации Facebook.

Заглавное фото: REUTERS/Florence Lo