Япония будет требовать все южные Курилы

Освобождаться от иллюзий: Япония будет требовать все южные Курилы

Точку в искусственно навязанном «территориальной споре» нужно ставить России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Выступая с программной речью в парламенте, новый японский премьер-министр Ёсихидэ Суга заявил о намерении успешно завершить переговоры с Россией о принадлежности южной части Курильских островов. «Нужно поставить завершающую точку в переговорах о северных территориях, не откладывая это до следующих поколений. С помощью откровенного диалога на уровне высших руководителей я буду стремиться к всестороннему развитию отношений с Россией, включая подписание мирного договора», – цитирует японского лидера ТАСС.

Хотя об условиях подписания мирного договора в речи конкретно сказано не было, некоторые российские издания  поспешили интерпретировать эти высказывания Суги как согласие ограничить японские территориальные претензии Малой Курильской грядой (МКГ), а именно островом Шикотан и островной группой Плоские, Хабомаи по-японски. Один из авторитетных новостных порталов поместил информацию о выступлении Суги в парламенте под заголовком: «Спор о Курилах: Япония может согласиться на два острова». При этом утверждается: «По данным (японского) издания, в отношениях Путина и Суги может сохраниться курс, которого придерживался предыдущий глава правительства Японии Синдзо Абэ. Согласно этой доктрине, острова Хабомаи и Шикотан – российские территории – должны стать японскими. 30 сентября газета Aсахи уже сообщала, что политика нового премьер-министра Японии в отношении России остаётся такой же, как у его предшественника. Однако такое положение дел вызывает недовольство у ряда сотрудников японской администрации».

Видимо, авторы этого материала до сих пор находятся под впечатлением устаревших представлений двухгодичной давности о том, что в ноябре 2018 года на переговорах в Сингапуре тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ якобы согласился отказаться от претензий на самые крупные и освоенные острова Большой Курильской гряды – Кунашир и Итуруп. И чуть ли не проявил готовность подписать мирный договор на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года. В действительности же Абэ предложил использовать допускавшую по настоянию Никиты Хрущева передачу МКГ Японии после подписания мирного договора декларацию 1956 года лишь как «стартовую позицию» для сохранения переговорного процесса о «возвращении всех южнокурильских островов». Другими словами, речь шла о возвращении к изобретённой в 90-е годы в недрах «козыревского» МИД РФ формуле сдачи русских Курил «два плюс альфа», когда Шикотан и Хабомаи передавались сразу, с условием продолжения переговоров о принадлежности Японии также Кунашира и Итурупа.

Слухи о якобы произошедшем изменении позиции Токио в своё время опроверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявив: «Япония не предлагала России передать ей два из Курильских островов в контексте обсуждения мирного договора». Такое заявление дезавуировало основанные на домыслах и спекуляциях публикации по поводу того, что смысл согласия Абэ «положить в основу» переговоров Совместную декларацию 1956 года  якобы заключается в его согласии ограничить притязания на Курилы «лишь двумя островами – Шикотан и Хабомаи». Песков подчеркнул, что «любые заявления на этот счет (об условиях заключения договора) – это не условия, касающиеся конкретики, а заявления, касающиеся запросных позиций, пожеланий или рассуждений вслух, не более того». В ответ на вопрос о том, как отреагирует президент РФ Владимир Путин, если такое предложение поступит, представитель Кремля сказал: «Пока ничего никто официально не предлагал, поэтому здесь какие-то эвентуальные рассуждения вряд ли уместны, они не способствуют успеху переговоров».

Что же касается Суги, то, заявляя о следовании политике Абэ в отношении России, он  вынужден учитывать недовольство политикой предшественника как со стороны оппозиции, так и внутри  ныне возглавляемой им Либерально-демократической партии Японии. Политика Абэ на переговорах с В. Путиным не только в правящем классе, но и японском обществе признана провальной, с чем Суга не считаться не может. Однако он не хочет «сжигать мосты» и прямо заявлять, что с намёками на вариант «возвращения двух островов» покончено. Именно поэтому его выступление в парламенте о японо-российских отношениях  столь неконкретно.

Тех же, кто продолжает рассчитывать на возможность возвращения к «хрущевскому компромиссу», замирения с Японией «малой кровью», отсылаем к недавнему заявлению нового правительства Японии, оглашённому  генеральным  секретарем Кабинета министров Кацунобу Като: «…в курсе Японии на решение с Россией территориальной проблемы и подписание мирного договора изменений нет. Наша страна обладает полным суверенитетом над северными территориями. В этой незыблемой позиции Японии, а также в том, что предметом мирных переговоров с Россией является возврат Японии всех четырех островов, никаких изменений также нет».

И ещё один важный аспект проблемы. Наш народ усиленно убеждают в том, что Россия якобы обязана выполнять взятые на себя договорные обязательства и выполнить записанное в Совместной декларации обещание передать Японии острова Шикотан и Хабомаи. Так, один из соавторов пресловутой формулы «два плюс альфа», бывший в ельцинские времена послом РФ в Японии Александр Панов, считает: «…декларация 1956 года остается для России тем договором, который должен выполняться. Он действующий, как это всегда говорила российская сторона. Более того, в Конституции есть пункт о возможности проводить демаркацию и делимитацию российских границ. Поскольку у нас односторонним указом СССР установлена граница, которую японцы не признают, то, если подходить к вопросу формально, в международном правовом плане граница не оформлена».

Этот бывший дипломат давно открыто выступает с призывами вернуться к «хрущёвскому компромиссу». Однако Панов и его единомышленники замалчивают тот факт, что навязанные нашей стране обещания японцам Малой Курильской гряды были  самим же Хрущёвым  дезавуированы. Заключение в 1960 году  направленного против СССР и КНР нового японо-американского договора о военном союзе создало ситуацию, когда в обстановке холодной войны любые территориальные уступки в пользу Японии способствовали бы расширению территории, используемой иностранными войсками.  27 января 1960 года правительство СССР направило правительству Японии Памятную записку, в которой указывалось, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года».

В ответ в Японии была развязана поощряемая Вашингтоном кампания «за возвращение  северных территорий», как японский МИД стал называть все  советские южнокурильские острова. Нежелание японского правительства заключать мирный договор на согласованных в 1956 году  условиях и открыто антисоветский курс Токио побудили советское правительство заявить, что в советско-японских отношениях все послевоенные проблемы разрешены и никакого «территориального вопроса» в отношениях двух стран не существует.

Правительство Российской Федерации (правопродолжателя Советского Союза) указанную и последующие памятные записки в адрес правительства Японии не отменяло и считает их сохраняющими силу. Об этом свидетельствуют и заявления президента В. Путина, в которых он выражает обоснованную озабоченность тем, что в случае передачи Японии каких-либо территорий, на них могут появиться направленные против нашей страны военные базы и объекты Вооружённых сил США. Кстати, Суга в своей программной речи вновь подтвердил, что  считает союз с США основой своей внешней политики и намерен с опорой на него развивать отношения со странами прилегающего региона. «Союз с США – это главная ось нашей дипломатии и политики в сфере обеспечения безопасности», – передает ТАСС слова японского премьера.

В заключение хотелось бы поддержать опубликованный 26 октября комментарий известного политолога Михаила Демурина, который, откликаясь на призыв премьера Суги «поставить завершающую точку в переговорах о северных территориях», пишет: «Показателем того, что нынешнее руководство нашей страны поставит правильную точку в вопросе о южной части Курил и не оставит эту проблему в тяжёлое наследие потомкам, для меня лично явился бы отказ от вредной идеи заключения с Японией так называемого «мирного договора». Такой необходимости не существует, такого договора у нас нет даже с Германией. Японцев надо отрезвить, и чем быстрее это будет сделано, тем лучше».