Китай – США: прежними курсами

О послании Пекина администрации Байдена

Китай – США: прежними курсами

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В первые дни полномочий администрации Байдена США и КНР обозначили свои позиции по вопросам двусторонних отношений. Существенное несовпадение позиций показывает, что ожесточённая конкуренция и конфликты будут сопровождать американо-китайские отношения и при новой администрации.

При некотором смягчении дипломатической стилистики Байден в отношениях с КНР продолжит жёсткую политику предыдущей администрации по сдерживанию Китая, изменив, возможно, тактику и способы сдерживания. Китай, в свою очередь, не примет никакого вмешательства в его внутренние дела.

Выступая в сенате 19 января при утверждении на ключевые должности в администрации Байдена, кандидаты в области национальной безопасности, иностранных дел и экономики фактически подтвердили антикитайские претензии администрации Трампа.

Кандидат на пост министра финансов Джанет Йеллен пообещала использовать «полный набор инструментов» против «оскорбительной» торговой политики Китая. Ранее, на Азиатском финансовом форуме в Гонконге в январе 2020 г. Йеллен предупредила, что такие вопросы, как китайские государственные субсидии для предприятий, а также американо-китайская конкуренция в области искусственного интеллекта, сверхбыстрых мобильных сетей 5G и других технологий, связанных с национальной безопасностью, будет очень трудно решить. Этот список Йелен совпадает с претензиями администрации Трампа к Пекину, включая принципиальный для КНР вопрос сохранения государственных субсидий госкомпаниям.

На тех же слушаниях кандидат в госсекретари Энтони Блинкен заявил, что он согласен с оценкой Майка Помпео по ситуации в Синьцзяне. Напомним, что Помпео периодически выступал с измышлениями относительно «нарушения» прав человека в этом автономном районе КНР.

Спустя два дня после слушаний в сенате, 21 января, МИД КНР объявил о наложении санкций на 28 чиновников и членов бывшей администрации Трампа, которые «серьёзно нарушили» суверенитет Китая. В санкционный список попали Майк Помпео, торговый советник Трампа Питер Наварро и советник по национальной безопасности Роберт О'Брайен. Этим лицам и их ближайшим родственникам запрещается въезд в КНР, включая специальные административные районы Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). Они, а также связанные с ними компании и учреждения будут ограничены в предпринимательской деятельности с Китаем.

Официальный представитель МИД Хуа Чуньин 21 января прокомментировала решение Китая ввести санкции против этих американских граждан как законный и необходимый ответ «на их ошибочное поведение, которое серьёзно нарушило суверенитет Китая, его интересы в области безопасности и развития». Санкции «в полной мере демонстрируют решимость китайского правительства защищать национальные интересы». Представитель МИД выразила надежду, что «новая администрация США будет объективно и рационально рассматривать Китай и китайско-американские отношения, учитывать благосостояние китайского и американского народов, идти навстречу Китаю, поддерживать дух бесконфликтности… взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества... и вернёт китайско-американские отношения на путь здорового и стабильного развития».

У китайских санкций есть два адресата. Первый – непосредственно те американские чиновники, которые прямо указаны в санкционном списке. В США влиятельные чиновники, уходя с государственной службы, нередко нанимаются в американские компании, которые ведут прибыльные дела с Китаем. Санкции существенно повлияют на такую практику указанных лиц.

Более важным представляется второй адресат – администрация Байдена. С ней Пекину иметь дело следующие четыре года. Сейчас в новой администрации формируются кратко- и долгосрочные подходы к политике в отношении КНР, и эти санкции являются предупреждением команде Байдена.

Законодатели-республиканцы призывают Байдена принять более решительные меры в ответ на санкции Китая, заявляя, что «принуждение недопустимо». Однако редакционная статья официальной китайской  Global Times намекает ответственным лицам в Вашингтоне, что в Пекине не хотели бы такого развития событий: «Республиканцы хотят продолжать манипулировать политикой демократической администрации в Китае, а радикальный конгресс стремится получить больше влияния в отношениях с Китаем. Всё это подталкивает администрацию Байдена в ловушку, расставленную такими политиками, как Помпео, что приведет к сценарию, согласно которому Байден должен следовать правилам Трампа или даже Помпео...»

Китайские эксперты тоже полагают, что санкции против чиновников Трампа – одновременно послание администрации Байдена. Лю Сян, эксперт-американист в Китайской академии общественных наук, говорит, что «эти... санкции... являются предупреждением для чиновников, которые хотят стать следующим "Помпео"».

Китайские санкции вдогонку проигравшей администрации – это символ, венчающий четырёхлетний этап успешного отражения Китаем американских атак по «сдерживанию» КНР. И намёк Байдену, что следование политике Трампа обречёт внешнюю политику его администрации на провалы, учитывая, что в 2020 году КНР увеличила ВВП на 2,3%, подписала крупнейшую в мире торговую сделку со своими азиатскими партнёрами и завершила переговоры с Евросоюзом о крупном инвестиционном соглашении.

Пекин даёт понять, что надеется на диалог с администрацией Байдена и возвращение на путь сотрудничества с Вашингтоном. В той же редакционной статье выражается надежда, «что администрация Байдена обладает достаточной мудростью, чтобы ориентироваться на минном поле и не дать себя водить за нос».

Однако господствующий в администрации Байдена настрой в отношении КНР не даёт особых оснований надеяться на существенное изменение китайской политики США. На брифинге 25 января пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила«Мы находимся в серьёзной конкуренции с Китаем... И Пекин сейчас бросает вызов нашей безопасности…»

По всей видимости, администрация Байдена продолжит курс «сдерживания» КНР при некотором возможном смягчении дипломатической риторики и отказе от прямых атак в пользу обходных манёвров.

Заглавное фото: REUTERS/POOL New

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться