Сербия в ожидании информационного освободителя

Сербия в ожидании информационного освободителя

Не отдать Сербию под контроль геополитического противника

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Традиционное взаимное восприятие российского и сербского народов как духовно близких, существовавшее на протяжении веков, сохраняется и сегодня. Однако при политическом планировании нельзя предаваться иллюзиям. Взаимная симпатия двух народов не должна вводить в заблуждение, создавая видимость отсутствия проблем в отношениях между государствами. Такая видимость привела к трагедии в российско-украинских отношениях. Да и в Белоруссии история вялотекущего майдана далеко не завершена.

Необходимо констатировать: огромная взаимная приязнь народов России и Сербии не имеет необходимого и достаточного логического продолжения в решениях, отражённых в государственной политике Сербии. В первую очередь это касается выбора направления интеграции, партнёров по экономическому сотрудничеству. К сожалению, позиции России в двухсторонних отношениях ухудшились в сравнении с положением, например, 10-летней давности. Однако обвинять в этом исключительно сербскую сторону было бы несправедливо.

Такой ситуации можно найти объяснения – объективными и субъективными причинами. Объяснения, но не оправдания. Во многом такое положение обусловлено системной многолетней работой Запада в Сербии по обработке государства и общества с помощью разветвлённой сети НКО-НПО. Ту же схему можно было наблюдать в течение ряда лет на Украине, что привело к установлению полного контроля Запада над Киевом.

Можно отметить и другие факторы:

– положительный эффект от интеграции «на Восток» несравним с ущербом, который может быть нанесен санкциями Запада из-за невыполнения «пожеланий» Запада и прозападного лобби по поводу политики Сербии;

– отсутствие чёткой позиции России/ЕАЭС в отношении перспектив интеграции в ЕАЭС и гарантий защиты Сербии от внешнего давления и экономического ущерба на фоне различной степени зависимости экономики Сербии от экономического сотрудничества с РФ/ЕАЭС и с ЕС;

– отсутствие общих границ у Сербии со странами ЕАЭС и отсутствие выхода к морю как гарантий недопущения полной блокады Сербии;

– Частое злоупотребление представителями официальных сербских властей и деловых кругов добрым отношением со стороны России – убеждённость, что «великая и добрая Россия» простит любую выходку, будет снисходительна даже к небольшому предательству. По признаю самих сербов, в отношении «американских партнёров» такого не допускается, т.к. это чревато жесткой реакцией с той стороны.

К сожалению, практически к каждому сегменту российско-сербских отношений, который можно оценить в целом позитивно, как правило, добавляется «ложка дёгтя».

Президенты Сербии и России Александр Вучич и Владимир Путин

Экономическое сотрудничество и международная интеграция. В октябре 2019 года Сербия и ЕАЭС заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Это не столько достижение в процессе экономической интеграции Сербии и ЕАЭС, сколько купированный и давно просроченный шаг по вовлечению Сербии в орбиту России не на словах, а на деле. Напомним, что в самые критические дни новейшей истории Сербии, ещё в составе Югославии в 1999 году, во время агрессии НАТО, Скупщина Югославии обратилась за помощью к России, проголосовав за присоединение СРЮ к Союзному государству России и Белоруссии. Российский парламент тогда на экстренном заседании полностью поддержал своих сербских коллег, порекомендовав президенту Ельцину и правительству незамедлительно начать подготовку этого процесса. Однако Ельцин инициативу заблокировал.

Официально Сербия проводит внешнюю политику, опирающуюся на «четыре столпа», – Брюссель, Вашингтон, Москву и Пекин. Однако подписанное в 2020 году соглашение в Вашингтоне можно назвать вмешательством в сербско-российские и сербско-китайские отношения, как и в отношения Сербии с ЕС.

Сербия, Россия, ЕС не нужен

На протяжении последних двух десятилетий руководством Сербии декларируется однозначный интеграционный вектор – европейский. Невзирая на то, что расширяться Евросоюз не планирует. Тем не менее в Белграде принято говорить о евроинтеграции как о стратегическом выборе и о многовекторности как о «курсе на Европу с сохранением связей с Россией» (в рамках этого курса Сербия не поддержала санкции Запада против России, введённые в 2014 году).

ЕС является основным внешнеторговым партнёром, которому Сербия направляет 65-70% своего экспорта. В странах ЕАЭС Сербия реализует лишь 5-7% от общего объёма экспорта, из них 90% приходится на РФ. Соглашение о свободной торговле с ЕАЭС может стать хорошим стимулом для развития сербской экономики и увеличения экспорта, но Сербия не сможет использовать преимущества сотрудничества с ЕАЭС без изменения своей экономической и внешней политики, что, в свою очередь, не получится без серьёзной поддержки извне.

Потенциал российских компаний и проектов (в первую очередь в финансовой сфере), работающих в Сербии и на Балканах в целом, как и в странах СНГ, практически не используется для продвижения российских геополитических интересов. Российский капитал в основном преследует лишь собственные интересы. Руководители многих крупных российских компаний отчего-то считают, что вхождение Сербии в Евросоюз будет способствовать и их проникновению на европейский рынок. Необъяснимый просчёт!

Благодаря успешной деятельности западных и теперь уже восточных лоббистов контракты, которые могли бы получить российские подрядчики, уходят конкурентам. Так, например, произошло с проектом по строительству метро в Белграде; проект, начатый в 2020 году, планируется завершить к 2027 году. Разработкой проекта теперь занимается французская компания Egis. Стоимость проекта оценивается в 4 млрд евро, в том числе строительство первой линии длиной 22 км – в 1,8 млрд евро, второй линии длиной 20 км – в 2,2 млрд евро.

Газ – особая тема в российско-сербских отношениях

Газ – особая тема в российско-сербских отношениях. Сложно не заметить успехи в газовой сфере. 1 января 2021 года в северной части Сербии торжественно запустили участок «Турецкого потока», прокладка которого осуществлялась из Болгарии в Венгрию через Сербию. Сербия получила значительную скидку на газ (c 240 до 155 долл. за 1 тыс. куб. м) и теперь сможет зарабатывать на его транзите (до 185 млн. долл. в год). Однако министр энергетики Сербии Зорана Михайлович делает всё возможное для вытеснения российского газа из российского же газопровода и активно выступает за создание ещё одного газопровода через Сербию. Для г-жи Михайлович важно, чтобы «её» газопровод пользовался полной поддержкой ЕС и США. Красноречивым в этом отношении было подписание в сентябре 2020 года Вашингтонского договора, согласно которому Сербия среди прочего обязалась «диверсифицировать свои источники энергии». Г-жа Михайлович занялась и «реформированием» предприятия «Сербиягаз», т. е. его разделением, к чему призывает Еврокомиссия. Разделение данного предприятия поможет вытеснению «Газпрома» с рынка Сербии.

Сербия многовекторная

Многовекторность. Такая политика провозглашалась Украиной до майдана 2014 года, декларируется она и в Белоруссии. Однако многовекторность – лишь другое название движения от России в сторону Запада. В случае с Сербией к тому же можно говорить о почти полном вытеснении из верхнего эшелона власти симпатизирующих России чиновников и политиков.

Многовекторность Сербии оправдывается в самой Сербии необходимостью балансировать между геополитическими полюсами – ЕС, США, РФ, КНР. Действительно, при отсутствии общих границ с Россией и выхода к морю, в окружении стран-членов НАТО такая политика выглядит оправданной. Сохраняется и неопределённость в развитии интеграционных связей с ЕАЭС. А российская «мягкая сила» в Сербии имеет в основном специфический историко-культурный, зачастую лубочно-беззубый характер, обращена в мифологизированное прошлое, не формулирует практических целей и прикладных задач на будущее.

И окружение Сербии странами НАТО не было внезапным. Оно началось в 1999 году со вступлением Венгрии в НАТО, продолжилось в 2004-м Болгарией и Румынией, в 2009-м – Албанией и Хорватией, в 2017-м – Черногорией и завершилось в 2020-м Северной Македонией.

Российские военнослужащие в Сербии

Ситуация в сербском обществе сегодня имеет схожие черты с ситуацией на Украине начала 2000-х годов, до «оранжевого майдана» 2004 года: настроение народа в целом можно назвать пророссийским, представить противостояние русских и сербов практически невозможно, но структуры власти наводнены людьми, ориентированными на Запад, прошедшими подготовку в западных НКО-НПО, живущими на дотации из международных фондов. В Сербии, как и в домайданной Украине, влияние российской «мягкой силы» просто невозможно сравнить с активностью Запада по работе с общественным сознанием.

Военно-техническое сотрудничество. Эффективное (и эффектное) развитие взаимодействия можно отметить в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Сербия получила в дар от России 6 Миг-29, 30 БРДМ-2МС, 30 Т-72МС. Сербии были также предоставлены крайне выгодные условия на приобретение российской техники и высокотехнологичного вооружения по ЗРПК «Панцирь–С1» и др. Однако в сентябре 2020 года сербское руководство отказалось от участия в учениях ОДКБ.

Военно-техническое сотрудничество не обошлось без своей ложки дёгтя

Сербия «диверсифицирует» и источники поставок вооружений. Для Вооружённых сил Сербии закуплены шесть китайских ударно-разведывательных беспилотников CH-92A. В августе 2020 года Сербия приобрела китайскую зенитно-ракетную систему FK-3 – экспортный вариант китайской HQ-22 среднего радиуса действия и аналог российской С-300, притом что планировала закупить российские С-400. Президент Вучич объяснил такой шаг нехваткой денег. А ещё Белград ведёт переговоры с Анкарой о покупке БПЛА Bayraktar TB2.

СМИ. Превосходящие силы Запада в медийной сфере медленно, но упорно и эффективно делают своё дело. Сербские редакции «Спутник» и «Ньюс Фронт» не в силах оказать достойное сопротивление. По мнению сербов-патриотов, их страна нуждается в «медиаспецназе РФ, который был бы встречен в качестве информационного освободителя».

Есть некоторые позитивные сдвиги на этом направлении. В конце 2020 года на госканале Сербии в Воеводине (РТВ-2) запустили телепрограмму на русском языке. Этому способствовало формирование в 2018 году Национального совета Русского национального меньшинства в Сербии – получение официального статуса для представителей русской национальности. РТВ-2 выпускает программы на 11 языках народов, живущих в Воеводине. Предполагается, что запуск программы на русском языке позволит русской общине края реализовать своё право на своевременную информацию на родном языке, консолидировать диаспору.

Миграция из Сербии в Россию / из России в Сербию. Русская / российская диаспора в Сербии имеет свою специфику. Представители первой волны русской эмиграции и их наследники внесли заметный вклад в развитие Сербии, в её культуру, искусство, науку, военное дело. Нынешняя миграция из РФ в РС (состоящая в значительной степени из членов смешанных русско-сербских семей или представителей российской оппозиции) вряд ли окажет серьёзное позитивное влияние на развитие пророссийских настроений в Сербии. Численность этой диаспоры незначительна, хотя неиспользованный потенциал у неё имеется.

В деле укрепления российско-сербских связей может сыграть роль трудовая миграция из Сербии в РФ. В этом есть заинтересованность в самой Сербии. Сербы быстро ассимилируются в России (как и русские в Сербии) и могут стать одним из факторов повышения привлекательности идеи участия Сербии в евразийском интеграционном объединении.

Рсуукие и сербы братья навек

Русский язык. Русский язык – одна из важных составляющих «мягкой силы» – продолжает сдавать в Сербии свои позиции. Наибольшей популярностью русский в Югославии / Сербии пользовался после Второй мировой войны. Тогда на нём говорила практически половина населения. Постепенно ситуация менялась, и к 2010 году свободно изъясняться по-русски могли всего 19% жителей; это меньше, чем в Болгарии (27,2%), Черногории (23,9%), Словакии (24%). За последние 10 лет ситуация не улучшилась. Сегодня русский язык изучает всего 7,6% школьников. Тем не менее в Белградском и Нови-Садском университетах по-прежнему работают кафедры русского языка.

Всё говорит о том, что российско-сербские отношения нельзя пускать на самотёк. Они требуют системной, кропотливой работы, рассчитанной на долгую перспективу. Отдать Сербию под контроль геополитического противника, имея всё ещё со стороны сербского народа колоссальную поддержку и симпатии к России, было бы непростительной ошибкой.

Наконец, решить проблему метаний Сербии между Западом и Востоком будет практически невозможно без решения проблемы Черногории, имеющей выход к морю, теснейшие связи с Сербией и благоприятную для перемен ситуацию в обществе.