Зачем Германия наращивает своё военное присутствие в Литве?

Развёртывание немецких войск в Литве уже началось

Германия планирует разместить более ста новейших танков Leopard 2A8 и около пяти тысяч человек на границе Литвы и Белоруссии. Об этом сообщил обозреватель издания The National Interest Питер Сучиу. По его словам, это часть секретного плана НАТО OPLAN DEU ("Оперативный план Германии"). Размещение такого количества войск призвано "сдерживать Россию и обеспечить Германии время в случае конфликта в регионе".

Ранее в Литве состоялись штабные учения с участием офицеров и чиновников стран НАТО. В их рамках отрабатывался сценарий установления контроля над Литвой со стороны вооруженных сил России. Сценарий начался с попытки блокады Калининградской области литовцами. В ответ ВС РФ заняли стратегически важный транспортный узел Мариямполе, а также заблокировали размещенную в Литве бригаду ФРГ. По итогам отработки сценария был сделан вывод, что Россия сможет быстро взять под контроль Литву контингентом всего в 15 тысяч человек. Любопытно, что в рамках отрабатываемого сценария предполагалось, что США не окажут помощь ЕС и самоустранятся от конфликта в Литве.

О том, что Германия разместит свои войска в Литве, известно уже давно. На полигоне Руднинкай уже начато строительство крупной военной базы, предназначенной для размещения бригады бундесвера. Эту стройку уже называют одним из крупнейших инфраструктурных проектов в истории современной Литвы.

Военный городок займет площадь около 170 гектаров. База предназначена для размещения 45-й танковой бригады, которая станет первым постоянным немецким подразделением такого масштаба за рубежом со времен Второй мировой войны.

Проект включает строительство казарм, столовых, складов, административных зданий, а также учебных полигонов и стрельбищ для обслуживания танков и другой тяжелой техники.

Стоимость проекта превышает 1 млрд евро. Строительство начато в августе 2024 года, ожидается, что «Немецкая деревня» (German Village) станет важным элементом сдерживания России и ее основного союзника в регионе – Белоруссии. 

Полигон Руднинкай, где разместится база бундесвера, находится в 20-35 км от границы с Белоруссией. Первоначально речь шла о размещении здесь 4000 военнослужащих, но если верить источникам The National Interest, численность была пересмотрена в сторону увеличения.

Развёртывание немецких войск в Литве уже началось. В прошлом месяце сюда уже прибыли два боевых батальона.

Литва, Латвия и Эстония являются европейскими лидерами по уровню своих военных расходов. Они тратят на военные нужды в среднем 4-5% своего ВВП. 

Однако на этом фоне именно Литва отличается особенно высоким уровнем милитаризации. Из всех трех прибалтийских республик Литва обладает наиболее крупными вооруженными силами. По состоянию на 2025 год численность ВС Литвы составляла порядка 37 тысяч человек. Для сравнения: численность ВС Латвии – 8 тысяч военнослужащих (без учета ополченцев, численность которых составляет 10 тыс. человек), Эстонии – 7200 человек (без учета ополченцев-добровольцев, которых может быть до 20 тыс.).

Численность вооруженных сил Белоруссии составляет около 49 тыс. военнослужащих. При этом население Белоруссии составляет 9,1 млн человек, а население Литвы – 2,9 млн человек. Таким образом, по уровню милитаризации на душу населения Литва существенно превосходит свою восточную соседку.

Милитаризация Прибалтики и Литвы, в частности, легко объяснима в контексте того геополитического противостояния, которое разворачивается между Россией и ЕС. Регион Балтийского моря является наиболее вероятным после Украины театром, где возможно возникновение открытого вооруженного противостояния. НАТО стремится превратить Балтику в свое внутреннее озеро и перерезать расположенные здесь российские коммуникации. В случае открытого вооруженного конфликта это может привести к морской блокаде Санкт-Петербурга, а Калининградская область окажется заблокированной как с моря, так и с суши.

Прибалтике как стратегическому плацдарму отводится в этих сценариях ключевая роль. При этом для безопасности самой Прибалтики ключевую роль играет именно Литва. Причем ее оперативное значение связано не столько с морем, сколько с сухопутными коммуникациями. Именно через Литву осуществляется сухопутная связь Прибалтики и ЕС. Кроме того, от Литвы по-прежнему зависит снабжение по суше Калининградской области. Именно поэтому она оказывается лидером по милитаризации среди прибалтийских стран.

Помимо размещения войск бундесвера, Литва планирует к 2030 году сформировать собственный танковый батальон на танках Leopard. Это также указывает на то, что Литву готовят к военным операциям на суше.

Что касается роли в происходящем Германии, то она также выглядит глубоко закономерной. По сути, все восточное расширение ЕС было не чем иным, как «мягким» продвижением немецкого влияния, прежде всего экономического. Германия как сильнейшая и крупнейшая экономика Центральной и Восточной Европы осваивала рынки, трудовые и иные ресурсы бывших социалистических стран.

До поры до времени этот «мягкий» четвертый рейх оставался преимущественно экономическим. Более того, некоторые страны региона, например Польша, не желая усиления Германии, стремились противопоставить немецкому влиянию в регионе американское.

Ограниченность вооруженных сил самой Германии, а также выработанная в послевоенный период привычка жить под военным зонтиком США также не способствовали военным амбициям Берлина.

Сегодня, когда Трамп пытается свалить ответственность за безопасность ЕС на плечи самих европейцев, роль Германии как не только экономического, но и военного лидера может значительно возрасти, и немецкие военные проекты в Литве могут быть первой ласточкой.

Другие материалы