Украина в ожидании турецкого «Байрактара»

Украина в ожидании турецкого «Байрактара»

Несостоявшийся «большой прорыв»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Кто не помнит осеннюю эйфорию Киева, которому турки посулили совместное производство ударных беспилотников Bayraktar?

В октябре 2020 года украинский вице-премьер по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский сообщил: «Турецкая сторона готова сделать инвестицию. Им от нас необходима площадка с соответствующими требованиями, на которой они построят предприятие, которое в итоге потом будет производить эти аппараты». Чиновник уверял, что на украинских заводах, создающих Bayraktar, будут работать украинские инженеры и конструкторы, а Киев получит право продажи БПЛА как на украинском, так и на других рынках.

Украинские СМИ загудели о «большом прорыве», о первом в истории незалежной Украины подписанном договоре со страной-членом НАТО, о совместном турецко-украинском производстве высокотехнологичной продукции… Как-то даже не вспомнили, что нечто подобное о «подготовке совместного производства части комплексов на территории Украины» говорил ещё в январе 2019 года Юрий Бирюков, советник Порошенко в бытность того президентом.

Затем в марте 2020 года о планах совместного производства заговорил тогдашний глава украинского оборонного ведомства Андрей Загороднюк, а летом – посол Турции на Украине Ягмур Ахмет Гюльдере.

В декабре того же года, уже после заявления Уруского, министр обороны Украины Андрей Таран снова сообщил: «Есть планы по переходу к совместному с Турцией производству БПЛА… Причем тут мы говорим не просто о создании компании, а о трансфере технологий. Как известно, у Украины есть технологии, которыми можно будет поделиться с турецкими фирмами». После этих слов Таран подписал соглашение о покупке Киевом очередной партии «Байрактаров», но никак не об их производстве на Украине.

При этом предприятие «Ивченко-Прогресс» заключило с Baykar Makina контракт на поставку Украиной турбовинтовых и турбореактивных двигателей для турецких БПЛА Akinci и крылатых ракет. Первые шесть двигателей украинская сторона пообещали сдать в 2021 году. Дело дошло до скандального предложения от Зеленского, чтобы Анкара приобрела 50% акций завода «Мотор Сич», но снова было непонятно, когда Украина начнет производить обещанные Уруским «Байрактары».

В феврале 2020 года некий источник в правительстве Украины сообщил, что «сейчас невозможно создать совместное украинско-турецкое предприятие для производства турецких беспилотников Bayraktar на территории Украины, а турецкая сторона уже заявила о желании создать предприятие со 100%-ми турецкими инвестициями». По украинскому законодательству при создании совместного предприятия украинская сторона должна иметь не менее 50% + 1 акцию, но турецкая сторона не согласна иметь менее 50%.

Чуть позже, в марте сего года, украинские СМИ сообщили, что концерн «Укроборонпром» не имеет-таки подписанных соглашений о совместном производстве турецких БЛА Bayraktar TB2, а законодательная база для таких проектов сформируется только после завершения реформы концерна.

И тут же переделыватель советских ракетных проектов из КБ «Луч» Олег Коростылев не только поведал в своём интервью о недостатках «Байрактаров», но и заметил, что созданный им БЛА «Сокіл-300» на порядок лучше турецкого аппарата, закупаемого Киевом.

Мол, турецкий «Байрактар» может эффективно работать лишь в солнечные безоблачные дни, а украинский «Cокол» – всепогодный, всевысотный и всепоражающий. Коростылев настаивает, что его беспилотник обойдется бюджету (45,6 млн гривен за штуку) дешевле. При этом на доведение «Сокола» до ума он просит еще 3-4 млн евро. Зато будет свой!

БПЛА Сокол. Ещё макет

БПЛА «Сокол». Ещё макет

В общем, совместное украинско-турецкое производство «Байрактаров» стало похожим на аферу. Это стало ясно после недавнего заявления нардепа Игоря Копытина, который вместе с замминистра обороны Александром Миронюком и главкомом ВМСУ Алексеем Неижпапой посетили в Стамбуле завод по производству Bayraktar TB2, собираемых для украинского флота.

Копытин проверяет готовность «Байрактаров» в Турции

Копытин проверяет готовность «Байрактаров» в Турции

Копытин подтвердил, что создание совместного предприятия застопорилось, турки изменили требования к площадке для будущего предприятия, хотя «пауза в условиях военных действий не только неуместна, но и опасна».

Напомним, что после апрельского визита Зеленского в Турцию, когда много говорилось о «Байрактарах» для Украины, Москва отреагировала рядом действий и заявлений, вплоть до рассмотрения вопроса о продолжении российско-турецкого военно-технического сотрудничества. Тогда разволновавшиеся турки пытались объяснить, что их действия не направлены против России и даже предложили продать беспилотники Москве. Так что затягивание создания Анкарой совместного предприятия связано не только с нежеланием делиться с Киевом технологиями, но и с опасностью осложнений с Россией.

Ещё одним неприятным сюрпризом для Киева стало решение турок построить для Украины только один корпус корвета типа «Ада» с турецким двигателем. Доделывать и вооружать корабль придется самим украинцам, не имеющим для этого ни электроники, ни систем оружия, ни технологий.

Что будет дальше с совместным турецко-украинским БПЛА, непонятно. Однако поиск площадки для создания турецко-украинского аппарата Анкара и Киев продолжают.