The Machine Stops («Машина останавливается») рассказ жутковатый

Пророчество начала ХХ века начало сбываться в 2020 году

Машина остановится не сразу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В новейшей истории литературы заметной фигурой является английский писатель Эдвард Морган Форстер (1879-1969). Роман «Поездка в Индию» (1924) сделал имя Форстера всемирно известным, кандидатура писателя неоднократно выдвигалась на Нобелевскую премию по литературе. Список его произведений занял бы много места, но я остановлюсь на его рассказе The Machine Stops («Машина останавливается»). Рассказ жутковатый и, как казалось многим, являющий собой фантазию, которая никогда не сбудется. Однако события конца ХХ – начала XXI веков заставляют изменить этот взгляд.

Впервые «Машина» появилась в 1909 году в авторитетном журнале Oxford and Cambridge Review. А в 1973 году этот рассказ был включён в антологию лучшей англоязычной фантастики The Science Fiction Hall of Fame (том второй).

Некоторые исследователи творчества Форстера обращали внимание на то, что в этом рассказе есть элементы подражания Герберту Уэллсу с его «Машиной времени» (1895), где показан мир будущего, в котором остались всего два вида обитателей – элои и мерлоки, человекоподобные существа, отдалённые потомки homo sapiens. Элои у Уэллса обитают на поверхности земли, мерлоки – подземные обитатели, а у Форстера в рассказе все являются обитателями подземного мира. Они уже утратили способность и желание жить на поверхности земли. Особенностью их подземного существования являются: 1) полная механизация и автоматизация жизни; 2) изолированность обитателей подземного мира друг от друга; 3) стандартизация всей жизни до мелочей. Каждый человек живёт изолированно под землёй в стандартной комнате, где все его потребности удовлетворяются всемогущей Машиной. Рассказ начинается с описания такой комнаты: «Попытайтесь представить себе комнатушку восьмиугольной формы, напоминающую ячейку пчелиных сот. В ней нет ни ламп, ни окон, но вся она залита мягким сиянием. Отверстий для вентиляции тоже нет, однако воздух свеж и чист. И хотя не видно ни одного музыкального инструмента, в ту минуту, когда я мысленно ввожу вас сюда, нам навстречу льются нежные и мелодичные звуки. Посреди комнаты стоит кресло, рядом с ним – пюпитр, вот и вся мебель».

И далее: «Кнопками и выключателями были утыканы все стены – кнопки для получения еды, одежды, для включения музыки. Если нажать вот на эту, из-под пола поднимется мраморная ванна, наполненная до краев горячей деодоризованной водой. Для холодной ванны – другая кнопка. И, разумеется, множество кнопок для общения с друзьями. В этой комнате, совершенно пустой, можно было получить все, что угодно».

Непременным атрибутом каждой комнаты-ячейки является Книга о Машине: «На пюпитре рядом с выдвижной кроватью лежала Книга – все, что уцелело от. Это была Книга о Машине». Другим книгам, этому пережитку прошлого, этому «бумажному сору тысячелетий» в «новом дивном мире» Форстера места нет.

У Форстера техника развилась до такого высочайшего уровня, что люди уже подконтрольны Машине, они относятся к Машине как к богу. А когда власти принимают решение об учреждении религии под названием «Технополия», Книга о Машине приобретает статус «священной книги».

У людей подземного мира нет общения друг с другом. Они отвыкли от общения и боятся его. Крайне редкие случаи, когда два человека оказываются рядом, создают для них ситуацию стресса. Тем более неприемлемо прикосновение друг к другу: «Люди давно уже не дотрагивались друг до друга. Этот обычай устарел в эпоху Машины».

Живое общение компенсируется дистанционным с помощью таких средств коммуникации, как пневмопочта, напоминающая современную электронную почту; телефонная и аудиосвязь; видеосвязь. Сеансы связи в рассказе напоминают современные видеоконференции.

В крайне редких случаях обитателям приходилось подниматься из подземелья на поверхность и перемещаться из одной точки земли в другую. Отвыкшие от атмосферного воздуха, они вынуждены были пользоваться респираторами, без которых рискуют умереть от отравления. Перемещение на большие расстояния осуществляется по воздуху самолётами и дирижаблями, на короткие расстояния – электрокарами и поездами.

Первым читателям рассказа Форстера эти технические средства казались невиданно фантастическими. В 1909 году в Лондоне в некоторых кварталах электрическое освещение было диковинкой, а экипажей, запряжённых лошадьми, было больше, чем автомобилей; братья Райт совершили первый полёт на своём примитивном самолёте всего за шесть лет до появления рассказа. Воздушные суда в рассказе курсируют между континентами регулярно, но они почти пустые. У людей нет больше желания путешествовать, узнавать новое. Наземный мир пугает их.

У Форстера в рассказе два главных героя – женщина по имени Вашти и её сын Куно. Они живут на противоположных сторонах света. Вашти довольна своей изолированной жизнью, Машина удовлетворяет все её потребности. Чувства одиночества она не испытывает благодаря имеющимся средствам связи: «У нее несколько тысяч знакомых – в известном смысле общение между людьми невероятно расширилось».

А Куно не очень вписывается в стандарты «дивного нового мира». У него непреодолимая тяга подняться на поверхность земли. Он уже поднимался, и солнце, звёзды, голубое небо, дикая природа нравятся ему больше, чем комфорт подземелья: «В тех условиях жизни, которые диктовались Машиной, он никогда не был бы счастлив; он тосковал бы по деревьям, на которые можно лазить, по прозрачным рекам, в которых ему хотелось бы плавать, по лугам и горным вершинам, где он чувствовал бы себя привольно. Разве человек не должен быть приспособлен к окружающей среде?»

У Куно нет того трепетного отношения к всемогущей Машине, какое испытывают Вашти и большинство других обитателей подземного мира. У него непонятное другим желание встретиться со своей матерью, но не дистанционно, а вживую. Наконец, он уговаривает мать приехать к нему. Вашти совершает дальний перелёт, но солнце, небо, нескольких живых людей на воздушном корабле, ей неприятны: «Пассажиры сидели по своим каютам, испытывая почти физическое отвращение при мысли о возможной встрече друг с другом и мечтали поскорее снова очутиться под землей».

Стрессом становится для неё и встреча с сыном. Куно говорит много такого, от чего правоверной обитательнице «дивного нового мира» становится не по себе. Он признаётся, что поднимался на поверхность земли без пропуска, который выдают власти подземелья – Генеральный совет. А это преступление. Расплатой за него может стать то, что в Книге Машины называется «лишением крова» – изгнанием из подземного мира на поверхность, где виновного ждёт неизбежная смерть: «Вашти понимала, что ее сын обречен. Не сегодня-завтра его ждала смерть. В этом мире не было места для таких, как он. Он вызывал у нее брезгливую жалость. Ей, добропорядочной и мыслящей женщине, приходилось стыдиться собственного сына!»

Однако затем в функционировании Машины возникают сбои. Куно говорит матери: «Машина останавливается». Вашти не обращает на эти слова внимание, но через некоторое время нарушений становится ещё больше. Обитатели подземного царства хотят подвергнуть Машину ремонту и наладке, но сделать это невозможно, необходимые знания давно утеряны. И Форстер описывает гибель подземной жизни. Погибает не всё человечество. Оказывается, какое-то количество «изгоев» оставалось на поверхности земли с незапамятных времен; есть надежда, что они продолжат дело жизни.

…«Пандемия», карантины локдауны, вакцинации видятся сегодня началом выстраивания «дивного нового мира» в духе подземного царства из рассказа Форстера. А «Машиной» обещает стать создаваемая система управления мира с помощью цифровых технологий.

P.S. И «Машина» уже капризничает. 8 июня произошёл сбой в работе Всемирной сети. Как следует из данных DownDetector, около 13.00 (по московскому времени) пользователи начали в массовом порядке жаловаться на отключение онлайн-ритейлера Amazon, соцсетей Twitch и Reddit, сайтов CNN, The New York Times и Financial Times, а также сайта правительства Великобритании. Интернет-кризис затронул сайт платёжной системы PayPal и репозитарий GitHub. Сложности с доступом наблюдались на сайтах BBC и The Guardian, онлайн-кинозалов HBO Max, Hulu, Spotify и розничной сети Target. Кризис длился примерно час, но стал крупнейшим за последние годы. Машина в рассказе Форстера тоже остановилась не сразу, вначале были сбои...

Фото: brand-experts.com