Железные дороги и страсти по климату

Грузовые железнодорожные перевозки в России на электрической тяге являются самыми энергоэффективными в мире

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По расчётам немцев, железные дороги  – это транспорт будущего. Национальный железнодорожный оператор Deutsche Bahn  заявил о значительном расширении сети регулярного ж/д сообщения. Для увеличения пропускной способности железных дорог власти откроют двадцать участков, которые не эксплуатировались много лет. Среди новых маршрутов – дороги из Брайзаха (юго-запад ФРГ)  в Кольмар (Франция), пригородные линии в Дюссельдорфе, Берлине и другие.

Член совета директоров инфраструктурного подразделения Deutsche Bahn Йенс Бергманн говорит: «Каждый километр трассы – активная защита климата». Всего будут открыты 245 км ж/д путей, а общая протяженность железнодорожной сети в Германии превышает 33 000 километров (в Российской Федерации – 88 000 км).

Какая связь между железными дорогами и климатом? Дело в том, что немецкие поезда хотят полностью перевести на возобновляемые источники энергии. С 2038 года поезда начнут курсировать на энергии от солнечных и ветровых станций, а также на топливе, получаемом от биомассы.

Несколько лет назад немецкие экспрессы ICE и поезда IC/EC уже перевели на экологичное электричество. Экологизация железной дороги в Германии подкрепляется внедрением поездов, которые ходят на энергии водорода. Экспрессы Coradia iLint французской компании Alstom курсируют с 2016 года, суммарная протяженность перевозок по Европе к 2021 году составила 177 тысяч километров. Пока водородные двигатели присутствуют только во вновь выпущенных локомотивах, но производители намерены заняться модернизацией старого подвижного состава.

Популярность воздушных перелетов падает. В немецком языке даже появился неологизм Flugscham, "стыд за полет": дескать, понимая, что каждый перелет приводит к значительным выбросам в атмосферу углекислого газа, пассажиры начинают совеститься. В 2019 году на внутренних авиарейсах общее  количество пассажиров в Германии сократилось почти на 2 процента. А  Deutsche Bahn в том же году зафиксировала рекордное количество пассажиров поездов дальнего следования (71,8 млн человек только за первую половину года).

Пример Германии не единичен. Бурно развивается железнодорожный транспорт в Китае, который занимает первое место в мире по числу высокоскоростных железнодорожных магистралей – 37,9 тыс. км. По последним данным, все больше китайских компаний пользуются железнодорожным транспортом для отправки грузов в Европу через Азию и Россию. За 2020 год число отправок грузов по железной дороге выросло на 50% и в семь раз с 2016 года, сообщает The Financial Times.

В 2014 году в КНР предлагали построить железную дорогу из Китая в США, идущую по российскому Дальнему Востоку, далее через Берингов пролив, Аляску и Канаду с выходом в Соединенные Штаты. В случае постройки этой дороги пассажиры смогли бы преодолевать расстояние от США до России за… 20 минут! Однако пока фантастический проект остается проектом. К середине столетия КНР обещает перейти на возобновляемые источники энергии, а это значит, что и железные дороги в Китае будут переходить на более экологичное топливо.

Первое место в мире по протяженности железных дорог занимают США. В начале XX века протяжённость ж/д сети в Америке достигала 416 тысяч километров (в СССР протяженность железных дорог достигала 220 тыс. км). Однако в 1950-е годы в Америке начался «великий рельсовый погром», который привел к упадку железнодорожного транспорта. Ставка была сделана на автомобиль и авиацию. Сейчас в США  250 тыс. км железных дорог, и, в отличие от России, только незначительная часть их электрифицирована, а такой сети высокоскоростных дорог, как в КНР, нет вообще.

Развивает железнодорожный транспорт Россия. Как заявил Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО РЖД, в нашей стране доля железной дороги в объеме вредных выбросов в атмосферу занимает около 1%, при этом доля РЖД в грузообороте страны без учета трубопроводного транспорта – 87%. Грузовые железнодорожные перевозки в России, по оценке Международного энергетического агентства, являются самыми энергоэффективными в мире. Высокая доля перевозки грузов и пассажиров осуществляется на экологически чистой электрической тяге (более 86% грузов и 85% пассажиров).

В долгосрочной программе развития РЖД планирует крупномасштабную электрификацию оставшихся направлений, которые сегодня работают на дизельной тяге. Другое направление – переход с дизельного топлива на природный газ. Идёт работа и над использованием водорода как нового перспективного вида топлива.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться