Владимир Креститель

О крещении жителей западной Руси

Память об общей крещальной купели соединяет народы России, Украины и Беларуси

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ежегодное воспоминание великого события Крещения Руси в Русской Церкви периодически возвращает к осмыслению того цивилизационного выбора, который в значительной степени определил исторические судьбы Русской земли.

Память об общей крещальной купели соединяет народы России, Украины и Беларуси. Не удивительно, что новомодные «концепции национальной истории», обслуживающие политическую конъюнктуру, силятся разрушить память об историческом единстве восточных славян и заменить ее на историю племенной вражды. В таком русле высказываются идеи о том, что никакой «общей купели» и не было, да и Православие у каждого «племени» было какое-то свое. «Свое» в том смысле, что пришло оно своим (читай – независимым) путем. Так, в белорусском медиа-пространстве гуляют статьи, главная идея которых криклива и проста: «Князь Владимир ко крещению белорусов не имеет отношения».

Аргументация сводится к следующему: христианская вера пришла на территорию современной Беларуси раньше, чем Владимир крестил Русь. Уже полоцкий князь Рогволод мог быть христианином. И туровский князь Тур. Кто крестил их? – Конечно, варяги-скандинавы, которые на обратном пути из Византии проплывали по Западной Двине и по Припяти. Например, святой Торвальд, который по сказанию исландских саг основал в Полоцке монастырь святого Иоанна Крестителя и был в нём похоронен. (Сторонникам святого Торвальда-«Крестителя» невдомёк, что он был современником князя Владимира и умер в самом начале XI в., почему никак не мог проповедовать в Полоцке раньше Крещения Руси). Для устройства «Полоцкой» или «Туровской» «Церкви» нужны были иерархические связи (епископа посвящает несколько других епископов во главе с митрополитом или патриархом). Для этого Полоцку якобы не обязателен был Киев. Иерархию могли напрямую получить из Константинополя. А если не оттуда, так, например, из Болгарии, где была своя «национальная церковь» во главе с патриархом. Не случайно, мол, в архитектуре полоцких церквей прослеживаются балканские мотивы, да и о епископах в Полоцке и Турове русские летописи сообщают через сто лет после Владимира-Крестителя (мол, явный намек на «независимость»).

В общем, предположение гнездится на предположении, а в итоге уверенность, что всё было примерно так. Пускай, мол, «официальная Церковь» в Беларуси отмечает дату своего основания в 992 г., у «нас» всё было по-другому. Но здесь стоп: а вы, сторонники «новой истории», какую дату предлагаете? В ответ прозвучит: точно не знаем, вариантов может быть несколько. И всё на этом. Потому что предложить-то нечего. Палитра мнений такова, что отрицается вообще обращение в христианскую веру жителей западной Руси (летописных кривичей, дреговичей и радимичей). Они, мол, вообще веками оставались язычниками, а христианами были только князья, да и то только снаружи. Выходит, что и настоящего крещения не было, и праздновать нечего…

Однако оно было. И событие это по-настоящему поворотное. Не случайно знаменитый на всю Русь епископ из Турова Кирилл (XII в.) писал: «Ныне зима… языческого идолослужения апостольским учением и Христовой верою прекратилась… Ныне весна красуется… – вера Христова, которая крещением пронизывает человеческое естество».

Князь Владимир-Креститель имеет такое же отношение к крещению жителей Полоцка и Турова, как и ко крещению всей Русской земли. Менее чем через полвека после его кончины русский писатель Иаков Мних свидетельствовал, что Владимир «крестил всю Русскую землю от конца до конца». Конечно, киевский князь не обязательно лично посетил для этого все города и селения. Миссию крещения он возложил на своих сыновей, распределив им русские города. Густынская летопись (нач. XVII в.) дополняет Повесть временных лет словами «послал же с ними и священники, заповедая сыновьям своим, чтобы каждый по всей области своей приказывал учить и крестить людей, и церкви ставить». В Полоцк Владимир направил Изяслава, а в Туров — Святополка. Не случайно в линии полоцких князей Изяславичей одним из родовых имён становится крестильное имя князя Владимира – Василий (Василько).

Древнерусские нательные кресты

Древнерусские нательные кресты

Князья объезжали свои области вместе со священниками, которые сначала учили народ, а потом крестили. В городах и селах стали строиться деревянные храмы. Никоновская летопись (XVI в.) сообщает о нраве полоцкого князя Изяслава: «Был же сей князь тих и кроток, и смирен, и милостив, любя и почитая священнический чин и иноческий, прилежен к чтению божественных писаний, отвращаясь от суетных размышлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив». Такие нравственные качества, безусловно, самым действенным способом располагали ко крещению жителей Полоцкой земли. Крест – этот знак обращения в христианскую веру – отчетливо просматривается на найденной археологами печати князя Изяслава.

Печать князя Изяслава Владимировича

Печать князя Изяслава Владимировича

В связи с распространением христианской веры в западной Руси нужно упомянуть и о судьбе матери Изяслава, полоцкой княжне Рогнеде. По сообщению Тверской летописи (XVI в.), Владимир после своего крещения и женитьбы на греческой царевне Анне предложил Рогнеде выйти замуж за кого-либо из «вельмож» своих, но та выбрала монашеский постриг с именем Анастасии: «Не хочу быть рабой ни князю, ни царю, но невестой Христа». Это известие, хотя и правдоподобное само по себе, основывается, вероятно, на каком-то предании. Другое предание, занесенное в Лаврентьевскую летопись под 1128 г., сообщает, что Владимир после отказа Рогнеды отослал ее с сыном в пределы Полоцкой земли, где основал для них город Изяславль (Заславль). Был ли здесь монастырь Рогнеды и проживала ли она здесь вместе со своим сыном Изяславом, однозначно утверждать трудно, поскольку условия того времени требовали, чтобы князь находился в главном городе своей земли, то есть в Полоцке.

Изменение погребального обычая свидетельствует о существенных изменениях религиозных представлений. Принятие христианской веры привело к отказу от языческой практики сжигания покойника (кремации) в пользу погребения в землю (ингумации). При этом захоронение не сразу стали делать в выкопанной могиле, но некоторое время продолжали насыпать небольшой курган сферической формы, т.е. следовали языческой традиции. Проводимое археологами изучение смены погребального обряда открывает процесс широкого и быстрого распространения христианской веры у русских славян, в том числе и на территории современной Беларуси. Здесь первые погребения с ингумацией начинают появляться в X в., а в XI в. они уже решительно преобладают. В XII в. покойников хоронят в ямах (могилах), а в следующем веке сферические курганы сверху перестали насыпать. Указанная тенденция наблюдается не только в городах, но и в сельской местности.

Памятник князю Изяславу в Заславле

Памятник князю Изяславу в Заславле

При Владимире были учреждены и первые епархиальные центры в Полоцке и Турове. Именно епископы в своих областях освящал бы новые храмы и рукополагал бы для них священников. Поэтому вполне естественно, что попечению Изяслава и Святополка были вверены епископы. Никоновская летопись (XVI в.) сообщает, что в 992 г. второй русский митрополит Леонт назначил епископа в Новгород, поставил епископов в Чернигов, Ростов, Владимир (Волынский) и Белгород. При этом летописец добавляет, что митрополит «и по иным многим городам епископов поставил». Среди этих неназванных городов был Полоцк. То, что Полоцкая епархия была образована в числе первых при Владимире-Крестителе, косвенно подтверждается сведениями из древнего Жития святого Леонтия Ростовского, где автор рассказывает о начале Ростовской епархии. В его повести учреждение Полоцкой кафедры следует сразу после Новгородской. Таким образом, вероятным годом основания епархии в Полоцке является 992 год.

При князе Владимире была учреждена епархия и в Турове. В одной из поздних редакций Патерика Киево-Печерского монастыря сохранился текст грамоты князя Владимира-Крестителя об учреждении в Турове епархии, которая датируется XIV в. Здесь годом основания кафедры в Турове обозначен 1005 год.

Праздник Крещения Руси

Праздник Крещения Руси

Хотя названные годы учреждения архиерейских кафедр в Полоцке и Турове имеют предположительный характер (основываются на поздних свидетельствах), можно с уверенностью утверждать, что Полоцкая и Туровская епархии входили в число самых первых епархий Русской Церкви.

Так что день Крещения Руси – это праздник для Православной Церкви в суверенной Беларуси. А князь Владимир – справедливо должен чествоваться как основатель первых православных епархий Белорусской Православной Церкви.