Украина пытается восстанавливать экономические связи с Белоруссией

Зачем Украина восстанавливает экономические связи с Белоруссией

Цель украинской игры

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Украина отменила ввозные пошлины на продукцию белорусского автопрома. Пошлина в размере 35% была введена 7 месяцев назад и, по сути, означала развязывание торговой войны, направленной на вытеснение белорусской продукции с украинского рынка.

Мало кто сомневается, что это решение было политически мотивированным. Киев следует в фарватере западной политики в отношении Белоруссии и всячески поддерживает меры политического и экономического давления, предпринимаемые в отношении официального Минска.

Есть у украинского режима и собственные страхи в отношении Белоруссии, связанные с её союзническими отношениями с Россией. В Киеве всерьез опасаются «удара с севера» в случае возможной эскалации в Донбассе. Особенно эти страхи усилились после событий 2020 года в Белоруссии, когда в результате политической блокады с Запада официальный Минск был фактически вынужден отказаться от прежнего многовекторного курса и активировал свое участие в интеграционных процессах с Россией, до этого пребывавших в состоянии глубокой стагнации.

Торговая война, развязанная Украиной, казалось бы, стала еще одним подтверждением ошибочности прежней белорусской многовекторной политики и свидетельством того, что в современном мире невозможно сидеть на нескольких стульях сразу и «дружить со всеми», не принимая однозначно чью-либо сторону.

Поэтому отказ от заградительных пошлин в отношении белорусской автопромышленной продукции выглядит, на первый взгляд, странно и нелогично. Киев, клянущийся в своей верности «европейским ценностям» и пытающийся изображать из себя едва ли не главный оплот этих ценностей на востоке Европы, вдруг решил восстановить торгово-промышленное взаимодействие с белорусским режимом, который подвергается остракизму со стороны «цивилизованного человечества».

Это выглядит тем более странно, что буквально накануне А. Лукашенко сделал громкие заявления о возможном юридическом признании Крыма российским. Более того, циркулируют слухи о скором визите белорусского лидера на полуостров, который может состояться в конце декабря, в рамках встречи с В. Путиным.

Казалось бы, на этом фоне для Украины было бы логичным продолжить обрезание экономических связей с Беларусью. Однако нет, Киев ограничился дежурными угрозами министра иностранных дел Кулебы, одновременно тихо сняв ограничения на ввоз продукции белорусского автопрома.

Причин подобного поведения украинской стороны может быть несколько, как экономического, так и политического характера.

Если говорить об экономической подоплеке, то можно сделать вывод, что Украина банально нуждается в белорусских автобусах и грузовиках. В 2020 году примерно 60% импорта пассажирских транспортных средств на Украину пришлось на Белоруссию. При этом экспорт украинского автопрома в Белоруссию практически отсутствует, что косвенно указывает на бедственное положение этой отрасли на Украине.

Украинские города остро нуждаются в обновлении пассажирского подвижного состава, и введение Киевом заградительных пошлин сорвало несколько крупных контрактов с белорусскими производителями.

При этом альтернатив белорусской продукции у Украины особо нет. Надежды на оживление собственного автопрома не оправдались. Закупать автобусы и грузовики у России Киев не может по политическим причинам. А покупка и обслуживание европейской техники, пусть даже бывшей в употреблении, выйдет в конечном счете дороже белорусских аналогов. Можно вспомнить показательную историю электропоездов «Шкода», которые были закуплены Украиной к чемпионату по футболу Евро-2012 и которые в настоящее время не работают по причине отсутствия должного технического обслуживания.

Если говорить о политических соображениях, то Киев так или иначе заинтересован в конструктивных отношениях с Белоруссией. До августовских событий 2020 г. Минск проводил достаточно дружелюбную политику в отношении Украины, заняв нейтральную позицию по конфликту в Донбассе и уклоняясь от официального признания российской принадлежности Крыма. Кроме того, А. Лукашенко отказался размещать на территории Белоруссии российскую авиабазу, поэтому украинские страхи по поводу возможного «удара с севера» остались ничем не обоснованными страхами.

В Минске особо не скрывают, что нынешнее сближение с Россией является во многом вынужденным и обусловлено недружественными действиями Запада. Если говорить об интересах Украины, то совершенно не в ее интересах подталкивать белорусское руководство к ещё большему сближению с Москвой.

Возможно, по этой причине Киев решил сыграть в «доброго полицейского». Тем более определённые козыри на руках у Украины действительно имеются. Украина является третьим торгово-экономическим партнером Белоруссии после России и ЕС. Потеря украинского рынка будет для белорусской экономики не критичной, но достаточно болезненный, особенно если учесть негативные эффекты от западных санкций, которые могут проявиться в ближайшее время.

Поэтому основной целью украинской игры может быть стремление мотивировать Минск экономически, чтобы он воздержался от каких-либо резких действий в отношении Украины, будь то официальное признание Крыма или размещение российских военных объектов на своей территории.

Что касается Белоруссии, то здесь важно помнить, что любое «потепление» в отношениях с Украиной может быть сугубо ситуативным и не имеющим долгосрочных последствий. Киев и Минск находятся по разные стороны геополитических баррикад, и в обозримой перспективе это положение вряд ли изменится. Мир становится более жёстким и поляризованным, что превращает политику многовекторности, сторонников которой по-прежнему немало в коридорах белорусской власти, в опасный анахронизм.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться