За два года так называемой пандемии состояние 10 богатейших людей мира удвоилось и достигло $1,5 трлн, сообщила международная благотворительная организация Oxfam в отчете «Неравенство убивает». Совокупное состояние десятки «толстяков» выросло за два года с $700 млрд. до $1,5 трлн. За это же время, по подсчетам Oxfam, доходы 99% населения планеты уменьшились. Разгул коронавируса и эксцессы борьбы с ним привели к тому, что бедных на Земле стало ещё больше.
В первой десятке богатейших людей мира по рейтингу Forbes сейчас состоят: Илон Маск ($268,1 млрд), Джефф Безос ($188 млрд), Бернард Арно ($187,5 млрд), Билл Гейтс ($134,5 млрд), Ларри Эллисон ($120,1 млрд), Ларри Пейдж ($119,4 млрд), Марк Цукерберг ($117,5 млрд), Уоррен Баффетт ($116,9 млрд), Сергей Брин ($115,1 млрд) и Стив Балмер ($98,5 млрд). Один только Джефф Безос, сказочно выигравший вместе с Amazon от локдаунов, которые вводились правительствами большинства стран мира, за 21 месяц заработал не менее 81,5 миллиарда.
Одним словом, «пандемия» и пропаганда борьбы с ней дали ошеломляющий социально-экономический результат: состояние 2755 миллиардеров мира выросло больше, чем за 14 лет до этого. Как пишет итальянская Giornale, всё это обернулось еще и тем, что с начала «пандемии» каждые 26 часов (фактически каждый день) в клуб миллиардеров вступал новый член; на сегодня эта ничтожно малая глобальная общность включает 2600 человек. Естественно, они заинтересованы в продолжении банкета и сделают всё, чтобы он продолжался.
Исполнительный директор Oxfam International Габриэла Бухер говорит: «Сейчас у них в шесть раз больше богатства, чем у беднейших 3,1 миллиарда человек». Это кричащее неравенство убивает почище вируса. Неравенство способствует гибели как минимум одного человека в мире каждые четыре секунды, а в день гибнет по меньшей мере 21 300 человек, говорится в выводах Oxfam. Качественное здравоохранение стало рассматриваться как роскошь для богатых, а не как элемент обеспечения неотъемлемого права человека на жизнь. Богатые покупают не только доступ к хорошей медицине, они покупают «долгую и здоровую жизнь». Например, в Сан-Паулу люди из богатых районов в среднем живут на 14 лет дольше, чем жители бедных кварталов.
Несколько лет назад лауреат Нобелевской премии по экономике Ангус Дитон вместе с Энн Кейс опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences исследование, в котором пришли к такому же выводу: неравенство беспощадно убивает. Этот вывод сделан в отношении самой богатой страны мира – Соединённых Штатов, где продолжительность жизни и уровень здоровья белых американцев средних лет уменьшается. Добавьте к этому расовое неравенство: продолжительность жизни у афроамериканцев по сравнению с белым населением примерно на четыре года меньше для женщин и на пять c лишним лет меньше для мужчин.
Oxfam предлагает вполне очевидные меры перераспределения общественного богатства для сокращения неравенства: введение прогрессивного налогообложения, закрытие всех «налоговых гаваней» (офшоров), установление более жёстких мер против корпораций, склоняющихся от уплаты налогов. Так, утверждают аналитики Oxfam, 99%-й «налог солидарности» на прирост стоимости капитала за время «пандемии» принес бы бюджетам государств порядка $812 млрд. Только кто укажет страну, в которой богатые демонстрировали бы солидарность с бедными? Очень сомнительно, чтобы дополнительный доход в $812 млрд пошёл бы на благо беднейшим слоям населения. Тем более что никакой зависимости между вторжением «борцов с пандемией» в социально-экономическую сферу и ростом социально-классового неравенства авторы доклада Oxfam видеть не хотят.
Вообще, на Западе много пишут о выросшем за время «пандемии» неравенстве между богатыми и малоимущими, но выводы из этого делаются беспомощные. Например: «Ваше будущее зависит от доброй воли [?] небольшой элиты, – заявляет на сайте BBC израильский историк и писатель Юваль Ной Харари. – Может, такая добрая воля и найдется. Однако во время кризиса… очень просто будет выбросить вас за борт. Развитие технологий не определяет все. Еще не поздно что-то изменить».
Пустые слова. Что можно изменить в мире, где сохраняется всесилие денег, поддерживаемое властью?
Заглавное фото: REUTERS/POOL New