ЕАЭС и макроэкономика

ЕАЭС и макроэкономика

В целях скорейшего преодоления государствами-членами ЕАЭС последствий текущего экономического кризиса

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Высший Евразийский экономический совет определяет обеспечение макроэкономической устойчивости как одно из основных направлений экономического развития ЕАЭС. Координация макроэкономической политики задана созданием в ЕАЭС единого экономического пространства, т. е. единого рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала, в котором национальные границы с экономической точки зрения  уже не играют существенной роли. В силу того, что значительная часть регулирования экономики осуществляется на национальном уровне, посредством согласованной макроэкономической политики стыкуются интеграционные цели Союза, национальные задачи развития государств-членов и обеспечение экономической устойчивости объединения в целом.

Разработка и корректировка Основных ориентиров согласованной макроэкономической политики государств-членов осуществляется Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) ежегодно. Это комплексный стратегический документ, в котором определены цели и задачи экономического развития Союза, направления, сотрудничество по которым может положительно повлиять на конкурентоспособность государств-членов, а также критерии определения сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом. С целью гармонизации государственных среднесрочных макроэкономических прогнозов ежегодно согласовываются важнейшие внешние параметры таких прогнозов (темпы развития мировой экономики, цены на нефть марки Brent). Кроме того, одним из важнейших механизмов, позволяющих государствам-членам осуществлять проведение согласованной макроэкономической политики, является разработка и внедрение в практику рекомендательных наднациональных документов.

С учётом взаимного влияния экономики государств-членов Союза и с целью достижения сбалансированного и устойчивого экономического развития члены ЕАЭС приняли согласованное решение об определении на наднациональном уровне макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономического развития, и о введении пороговых значений этих показателей. К ним относятся:

– дефицит бюджета сектора государственного управления (не должен   превышать 3% ВВП);

– долг сектора государственного управления (не более 50% ВВП);

– уровень инфляции в годовом выражении (не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в том государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение).

В случае несоответствия макроэкономических показателей какого-либо государства ЕАЭС установленным количественным значениям разрабатываются и реализуются меры и рекомендации Евразийской экономической комиссии, направленные на стабилизацию экономической ситуации.

21 мая​ 2021 года Высший Евразийский экономический совет утвердил «Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2021–2022 годы». В качестве целей такой политики в среднесрочной перспективе документ предусматривает сохранение макроэкономической стабильности и достигнутого уровня жизни населения в государствах ЕАЭС, прирост ВВП на уровне 4,5–5,5%в год, а также формирование основ дальнейшего опережающего экономического развития Союза. Документ содержит ряд мер, направленных на сдерживание негативного влияния и минимизацию экономических последствий внешних шоков, связанных с «пандемией» и резким снижением цен на сырьевые товары.

Достижение намеченных целей предполагает реализацию интеграционных и национальных мер по следующим направлениям: поддержание макроэкономической устойчивости; рост инвестиций; развитие научно-технологического и производственного потенциала Союза; создание условий для поддержания стабильного спроса, расширения экспортных возможностей, активизации взаимной торговли.

По прогнозу ЕЭК, в 2022-2023 годах сохранится высокая вероятность превышения государствами-членами установленных количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития. При сохранении сложившейся системы регулирования экономики в 2022–2023 годах темпы прироста ВВП могут составить 2,5–3,5 процента, что в 1,5–2 раза ниже темпа роста стран-лидеров. Правда, имеются предпосылки ускорения экономического роста государств-членов ЕАЭС за счет форсированного наращивания инвестиционной и инновационной активности на основе эффективного использования имеющихся резервов производственных мощностей, трудовых ресурсов, научно-технического потенциала.

В целях скорейшего преодоления всеми государствами-членами ЕАЭС последствий текущего экономического кризиса и выхода Союза на траекторию опережающего развития ЕЭК особое внимание уделяется выработке гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию, выстраиванию эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, созданию и развитию высокопроизводительных, в том числе экспортно ориентированных, секторов экономики и объединению усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ.

В августе 2012 года при коллегии ЕЭК был создан Консультативный комитет по макроэкономической политике под председательством члена Коллегии (Министра) по интеграции и макроэкономике ЕЭК. Его основной задачей было определено: проведение консультаций с представителями государств-членов ЕАЭС с целью подготовки заключений и предложений для Коллегии ЕЭК и выработки согласованной позиции по проектам решений органов Союза; формирование единых подходов в проведении макроэкономической политики; гармонизация законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере экономики и финансов; разработка и согласование основных ориентиров макроэкономической политики; подготовка нормативных правовых актов Союза, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития государств-членов ЕАЭС; информационное взаимодействие уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС в целях проведения мониторинга их экономического развития; применение законодательства государств в области макроэкономической политики в рамках договорно-правовой базы ЕАЭС. В состав этого Консультативного комитета вошли 2 представителя от Армении, 3 представителя от Беларуси, 3 представителя от Казахстана, 3 представителя от Кыргызстана и 3 представителя от Российской Федерации (заместитель министра экономического развития П.В. Крючкова,  заместитель министра финансов В.В. Колычев и первый заместитель председателя Центрального банка К.В. Юдаева).

При Консультативном комитете созданы: подкомитет по макроэкономической политике и две рабочие группы: по расчету макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов ЕАЭС и оценке их соблюденияи по макроэкономическому моделированию и прогнозированию.