Санкционная война Запада против России и Белоруссии – Минск в поиске выхода

Санкционная война Запада против России и Белоруссии – Минск в поиске выхода

Белорусско-российское сотрудничество за короткий промежуток времени сделало решительный шаг вперед

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Развёрнутая странами Запада санкционная война против России и Белоруссии достигла своего апогея. Эпопея с принятым в начале июня шестого пакета санкций ЕС и новым списком ограничений со стороны США продемонстрировала нелепость и лицемерие происходящего. Отложенное и урезанное нефтяное эмбарго, внесение в санкционные списки яхт российских бизнесменов, рестрикции в отношении десятков предприятий, которые и ранее были практически отрезаны от США и Евросоюза – все это и многое другое свидетельствует о провале попыток за счет давления на Москву и Минск добиться необходимых для Вашингтона и Брюсселя результатов. Вместе с тем это не означает, что перед Белоруссией, как и Россией, не стоит вопрос о противодействии западному давлению и минимизации ущерба, причиненного санкциями.

Белоруссия живет под жёсткими санкциями с конца 2020 года. После начала специальной военной операции (СВО) России на Украине санкционный режим для Белоруссии стал жёстче, так как антироссийские санкции в той или иной форме начали распространяться на Белоруссию. К настоящему времени практически все сферы белорусской экономики находятся под западными ограничениями, в том числе нефтепереработка и производство калийных удобрений. Брюссель и Вашингтон закрыли Минску доступ к западному рынку капитала и инвестициям, отключили часть белорусских банков от системы международных расчетов SWIFT, ввели санкции против Национального банка Белоруссии и его международных резервов, а ряд международных финансово-кредитных структур перестали выполнять взятые на себя обязательства перед республикой. Кроме того, ЕС запретил белорусским и российским транспортным компаниям вести свою деятельность на территории Евросоюза. Все это вынудило Минск к ответным мерам, подтолкнув к углублению сотрудничества с Россией.

Первые контрсанкции белорусские власти ввели в прошлом году, когда в республике была запрещена продажа автомобилей Skoda, химических продуктов Liqui Moly, косметической продукции Beiersdorf (бренды Nivea и пр.). Затем ответные меры Минска начали расширяться и в ряде случаев оказались более жёстким, чем у России. Так, помимо появления в Белоруссии своего списка недружественных государств, в отношении резидентов которых остановлены платежи, а выплаты по кредитам им будут производиться в белорусских рублях, Минск с апреля запретил въезд в республику европейских перевозчиков, за исключением транспортировки ряда гуманитарных грузов. Теперь им разрешено заезжать в Белоруссию только для перецепки грузов, которые далее должны транспортироваться белорусским или российским транспортом. В России на такой радикальный шаг пока не решились.

Вместе с тем в Минске прекрасно понимают, что ограничительными мерами помочь своей экономике невозможно и возлагают большие надежды на Россию. При этом и в Москве считают необходимым противостоять санкционному давлению совместно. Подобное единство уже даёт результаты, которые несколько лет назад трудно было представить. В частности, на российские рубли перешли взаиморасчеты за энергоресурсы и выплаты по кредитам, выданным со стороны РФ. Москва предоставила Минску отсрочку по выплате более $1 млрд на год с лишним, а в июне стало известно, что до конца 2022 года Центробанк РФ запустит переводы в Белоруссию по номеру телефона через систему быстрых платежей.

Стороны практически решили один из важнейших вопросов, связанных со свободным участием белорусских и российских компаний в государственных закупках, ускорили региональное сотрудничество и промышленную кооперацию. Получила Белоруссия и возможность использовать российскую транспортную инфраструктуру для экспорта калийных удобрений, нефтепродуктов и продовольствия. Как недавно отметил посол России в Белоруссии Борис Грызлов, последние действия Минска и Москвы уже привели к тому, что в Союзном государстве внутренний товарооборот начал постепенно покрывать экспортные потери в третьи страны.

Белорусско-российское сотрудничество за короткий промежуток времени сделало решительный шаг вперед, о необходимости чего так долго говорилось. 3 июня Александр Лукашенко заявил: происходящее сегодня «говорит о том, что мы по-настоящему наконец-то востребованы в нашей родной, братской России».

В то же время нынешний подъем в белорусско-российских отношениях не означает, что в Минске отказались от планов нормализации отношений со странами Запада и Украиной, которая даже не включена с список недружественных государств. Это связано с тем, что западные санкции и украинский кризис уже затронули около 20% экономики Белоруссии и косвенно распространились на остальную ее часть. При продолжении нынешней санкционной политики ЕС и США Белоруссия до конца года может недосчитаться $14 млрд, или около 30% экспорта. Поэтому белорусские власти, развивая союзнические отношения с Россией, все чаще стали делать сигналы Евросоюзу, приглашая его к диалогу.

Здесь следует отметить одну особенность: Минск в попытках наладить отношения с Западом официально делает главный упор на неучастие республики в российской СВО, но практические шаги реализуются по вопросам, связанным с внутриполитической повесткой дня. Так, еще в конце марта из тюрьмы под домашний арест была отправлена глава оппозиционного Союза поляков Белоруссии Анжелика Борыс, освобождения которой долго добивались в Варшаве. Из-под стражи отпустили считающихся в ЕС политическими заключенными шесть фигурантов дела портала TUT.by, закрытого и объявленного в Белоруссии экстремистским. Минск полностью решил вопрос с нелегальными мигрантами, которые на протяжении второй половины прошлого года штурмовали с территории республики границы ЕС. Белоруссия даже ввела с 15 апреля безвизовый режим для граждан Литвы и Латвии, действующий до конца года. А наиболее серьёзные шаги были предприняты белорусским МИД и президентом Александром Лукашенко.

В первом случае стоит вспомнить о письме белорусского министра иностранных дел  Владимира Макея, направленного в апреле европейским дипломатам, в котором он приглашал Евросоюз к диалогу. В документе подчеркивалось: Белоруссия не участвует в боевых действиях на Украине и призывает отказаться от «обвинений и ярлыков, запальчивой риторики и односторонних ограничительных мер и пересмотреть парадигму, которая определит будущее отношений Белоруссии и ЕС». При этом констатировалось, что в отношениях Минска и Брюсселя наблюдается почти «ледниковый период», что не в интересах самого Евросоюза, а потому пора садиться за стол переговоров. Правда, на это письмо так и не последовало никакого ответа, так как в ЕС были уверены в своей позиции по отношению и к Белоруссии, и к России. Сегодня же ситуация начала меняться, чем в Минске и решили воспользоваться.

23 мая было опубликовано письмо Александра Лукашенко Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, где белорусский лидер довольно подробно остановился на проблеме глобальной безопасности, описал ситуацию с санкционным давлением, напомнил, что Белоруссия не является «агрессором», хотя «никогда не будет предателем» для России. Белорусский лидер также сделал ряд предложений по деэскалации украинского конфликта и созданию нового глобального переговорного процесса, который даст «ясные и прозрачные договоренности о правилах нового мирового порядка». Одним из основных посылов письма являлось сообщение об открытости Белоруссии к широкому взаимодействию со всеми государствами, интеграционными структурами и международными организациями.

По сути, послание Лукашенко было адресовано не столько ООН, сколько Евросоюзу и США, и момент был выбран правильным: на Западе в мае озаботились вывозом с Украины более 20 млн тонн зерна, что сделать без участия России и Белоруссии практически невозможно. Неслучайно сегодня транзит зерна через белорусскую территорию в порты Прибалтики рассматривается как один из наиболее вероятных вариантов решения проблемы. На этом фоне в Минске уже заявили о своей готовности к обсуждению данного вопроса, но при условии нахождения компромиссов. Правда, учитывая, что в шестой пакет санкций ЕС попали «Беларуськалий», «Белорусская калийная компания», НПЗ «Нафтан» и еще несколько крупнейших белорусских предприятий и один банк, в Брюсселе пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре, а значит пока переговорного процесса ждать не приходится.

В целом белорусские власти оказались в довольно интересной ситуации. С одной стороны, в условиях нарастающего конфликта Запада с Россией, в который все больше втягивается Белоруссия, у Минска не остается иного выбора, как идти на сближение с Москвой абсолютно во всех сферах взаимодействия. С другой – в белорусской столице стремятся сохранить значительную самостоятельность в принятии внешнеполитических решений и это демонстрируется западному миру, где перестали разделять Белоруссию и Россию в созданном для себя едином образе врага.

В любом случае главным итогом санкционной кампании Запада для Белоруссии станет окончательное отрезвление от навязываемых стране «демократических ценностей либерального мира».

Фото: volicol.net