header
Евразийская экономическая комиссия в 2021 году
"124158"
Размер шрифта:
| 08.06.2022 Мнение эксперта 
1252
5
5
1
4
Оцените публикацию: 1 2 3 4 5 5
logo

Евразийская экономическая комиссия в 2021 году

Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС требуется наполнить новым содержанием

31 мая 2022 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала годовой отчёт, посвященный десятилетию её деятельности. В 2021 году в ЕЭК председательствовала Республика Казахстан и темой отчета стали "10 лет для граждан стран Евразийского экономического союза". Приведённые в отчете данные свидетельствуют о преемственности и поступательном развитии ЕЭК и Евразийского экономического союза в целом.

Евразийская экономическая комиссия (Комиссия) – это постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Договором об учреждении Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года  предусмотрена ее двухуровневая структура – Совет и Коллегия, деятельность которых регулируется Регламентом работы ЕЭК. Совет комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а также общее руководство деятельностью Комиссии.  В Совет комиссии входят по одному представителю от каждой стороны в ранге заместителя главы правительства. Председательство в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском экономическом совете и Совете комиссии осуществляется поочередно в течение одного года (в 2021 году в этих органах председательствовала Республика Казахстан). Все решения Совета комиссии принимаются консенсусом. Коллегия является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере интеграции. Коллегия состоит из 10 членов (по 2 представителя от каждой стороны), один из которых является председателем коллегии Комиссии. Члены коллегии назначаются на срок в 4 года. Персональный состав членов коллегии Комиссии, включая председателя коллегии, утверждает Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств по представлению сторон.

Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Принятие решений Комиссии производится на основании голосования членов Совета комиссии или членов коллегии Комиссии, каждый из которых имеет один голос.

Обеспечение деятельности Комиссии осуществляют ее департаменты, сотрудники которых являются международными служащими. Рабочий аппарат ЕЭК состоит из 25 департаментов, которые готовят проекты различных документов (решений, распоряжений, рекомендаций, международных договоров) и осуществляют контроль за исполнением принимаемых органами Союза решений и положений подписанных международных договоров, составляющих право Союза.

Уже 10 лет многонациональная команда комиссии строит единое экономическое пространство для свободного движения товаров, услуг и капитала, а также работает над тем, чтобы сформировать ЕАЭС как пространство возможностей для граждан союзных стран, где каждый может самореализоваться. Этому способствует и принятая в 2020 году Стратегия-2025, которая предусматривает раскрытие потенциала интеграции для людей, повышение их благосостояния и качества жизни.

Во многом благодаря правильно выбранной стратегии в 2021 году в ЕАЭС  был обеспечен рост ВВП на 4,6% (в том числе в Армении – на 5,7%, Беларуси – на 2,3%, Казахстане – на 4,0%, Кыргызстане – на 3,6% и в РФ – на 4,7%). Рекордные значения, исторический максимум за все время существования Союза достигнуты в 2021 году во внешней торговле товарами – 844,2 млрд. долл. США (рост к 2020 году на 35,1% или 219,6 млрд. долл. США) и во взаимной торговле  – 72,6 млрд. долл. (рост к 2020 году на 31,9%). На внутреннем рынке безусловным приоритетом остается устранение сохраняющихся барьеров во взаимной торговле. В 2021 году ЕЭК принята новая редакция Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными. В соответствии с этим документом в течение 2021 года было квалифицировано 6 барьеров, устранено 3 барьера, 1 изъятие и 2 ограничения, а также  урегулировано досрочно 4 препятствия с признаками барьеров. Выросли кооперационные поставки (на 31,6%).

Объём промышленного производства ЕАЭС в 2021 году составил 1,4 трлн. долларов и увеличился по сравнению с 2020 годом на 5,3%. (в т. ч. в Армении – на 3,3%, Беларуси – на 6,5%, Казахстане – на 3,8%, Кыргызстане – на 9,0% и в РФ – на 5,3%, при этом объем сельскохозяйственного производства сократился на 1,4% (в Армении – на 1,0%, Беларуси – на 4,2%, Казахстане – на 2,4%, Кыргызстане – на 5,0% и в РФ – на 0,9%). По мнению руководства Комиссии, с целью придания промышленной кооперации нового импульса потребуется создание совместных предприятий в промышленном и агропромышленном секторах и в сфере услуг, для чего следует максимально использовать потенциал Евразийского банка развития (ЕБР).

Создание совместных предприятий и укрепление связей между отраслями промышленности государств-членов Союза также послужит дополнительным импульсом для увеличения объёмов взаимной торговли и устранения барьеров на внутренних рынках государств-членов Союза.

С учётом этих приоритетов потребуется наполнить новым содержанием «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС».

Инвестиции в основной капитал в целом по ЕАЭС в 2021 году выросли на 6,8%, объём выполненных строительных работ – на 5,4%, грузооборот увеличился на 4,7% и пассажирооборот – на 28,4% (в т. ч. в Армении – на 81,9%).

Кроме того, в 2021 году Комиссия дополнительно включила в единый рынок услуг 73 услуги (в частности, строительные, проектировочные, инженерные и сопряженные с ними услуги), что позволит лицам одних государств-членов работать в других государствах ЕАЭС, как у себя дома, без дискриминации, получения разрешений и квалификаций.

В своей работе Комиссия поддерживает всесторонний диалог с ключевыми партнерами. Первый уровень диалога – межгосударственный, предусматривающий выстраивание эффективного взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Второй уровень диалога – прямая форма работы с бизнес-сообществом. С этой целью при Коллегии ЕЭК создано 23 консультативных комитета (по отдельным направлениям взаимодействия).

Фото: ved24.com

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.