6 октября в ходе форума «Европейского политического сообщества» в Праге состоялась начавшаяся с крепкого и долго рукопожатия первая очная встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Турции Реджепа Эрдогана.

Пражские гастроли Пашиняна

На армяно-азербайджанскую границу отправится европейская наблюдательская миссия «имени Макрона»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

6 октября в ходе отмеченного красочными фотосессиями новоиспечённого форума «Европейского политического сообщества» в Праге состоялась начавшаяся с крепкого и долго рукопожатия первая очная встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Турции Реджепа Эрдогана. Характерно и вполне логично, что третьим её участником стал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Провели лидеры Армении и Турции также и двустороннюю встречу, попозировав перед телекамерами.

Напомним, глава армянского правительства добивался аудиенции с турецким лидерам довольно долго, в частности через премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили. В конце 2021 – первой половине 2022 г. в Москве и в Вене прошло несколько раундов консультаций специальных представителей по вопросам нормализации двусторонних отношений Сердара Кылыча и Рубена Рубиняна, достигших некоторых промежуточных договорённостей.

11 июля Пашинян и Эрдоган поговорили по телефону, поздравив друг друга по случаю мусульманского праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и с днём Преображения Господня (Вардавар). Лидеры Армении и Турции подчеркнули важность процесса нормализации двусторонних отношений, что будет способствовать укреплению мира и стабильности в регионе. Накануне пражской встречи турецкие дипломатические источники упирали на более продуктивный характер двусторонних встреч в сравнении с телефонными переговорами, выражая надежду на достижение прогресса «как в вопросе нормализации отношений между Анкарой и Ереваном, так и в подготовке мирного договора между Арменией и Азербайджаном». По сведениям газеты Sabah, Эрдоган был намерен предложить Пашиняну проведение встреч спецпредставителей двух стран по вопросам урегулирования поочередно в Турции и Армении (а не на территории третьих стран, как это было до сих пор), а также выступить с предложениями по снижению напряженности в регионе и скорейшему подписанию между Арменией и Азербайджаном мирного договора. В Анкаре неоднократно подчёркивали связь и взаимную обусловленность процессов нормализации армяно-турецких отношений и подписания «большого» мирного договора между Арменией и Азербайджаном после «спланированного поражения» (таково по крайней мере мнение второго президента Роберта Кочаряна) в «44-дневной» войны вокруг Нагорного Карабаха осенью 2020 года.

По словам Эрдогана, «встреча с Пашиняном прошла в душевной обстановке. В ходе этой встречи были выдвинуты некоторые требования. По этим требованиям мы направили наших специальных представителей и министров иностранных дел. После их встречи мы предпримем шаги в соответствии с результатом». В Анкаре ждут от Армении конкретных шагов на пути к нормализации двусторонних отношений, неоднократно заявлял турецкий лидер, и нет практически никаких сомнений в том, что действующие армянские власти готовы предоставить всё то, что от них требуют. Однако сделать это можно будет только после окончательной маргинализации и без того разобщённой внутренней оппозиции в условиях роста провоцируемых антироссийских настроений. Именно на Москву переваливается ответственность за то неутешительное состояние, в котором оказалась Армения, Москве без малейшего основания приписываются некие абсурдные требования к Еревану («…Россия хочет от Армении того, что хочет от Украины…»), из чего логически проистекает безальтернативность бегства под американо-европейский «зонтик», якобы единственно способный сдержать Анкару и Баку в их антиармянской риторике и практической политике. Одновременно, дабы фрустрация армянского общества стала бы ещё более глубокой, транслируются дополнительные требования восточных соседей, а именно:

–   роспуск Армии обороны Нагорного Карабаха;

– признание Нагорного Карабаха в составе Азербайджана безо всякой автономии / статуса;

– предоставление Баку «коридора» по территории Армении;

– запуск процесса делимитации и демаркации по неизвестным пока картам 1919-1920 гг.;

– выяснение судьбы пропавших без вести азербайджанцев с намерением в дальнейшем обвинить Армению в военных преступлениях.

Некоторые из этих требований уже выполняются. «Правительство Армении в целом умывает руки от обсуждения и решения любого вопроса, связанного с Арцахом, старается не считать себя ответственным за решение вопросов, связанных с судьбой Арцаха», – полагает директор аналитического центра «Айятск» («Взгляд») Анна Карапетян.

Несмотря на отсутствие конкретной информации об итогах пражских переговоров, следует обратить внимание на заявление Ильхама Алиева о возможности подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном уже в 2022 году: «…думаю, что, если в ближайшее время будет принято решение, рабочие группы двух стран начнут работу над текстом мирного договора, мы сможем достичь соглашения к концу года». По словам азербайджанского президента, мирный процесс «сейчас ускорился», причём «ни у кого – ни у армянской стороны, ни у Совета Европы – нет вопросов относительно пяти принципов, провозглашенных азербайджанской стороной». Представленные официальным Баку принципы включают взаимное признание суверенитета, нерушимость международных границ и политической независимости, взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий, отсутствие взаимных угроз безопасности друг друга, делимитацию и демаркацию границ, установление дипломатических отношений, открытие транспорта и коммуникаций и сотрудничество в других областях.

Именно в этом русле были выдержаны два раунда переговоров Алиева и Пашиняна в компании президента Франции Эмманюэля Макрона и главы Евросовета Шарля Мишеля, также прошедшие «на полях» пражского форума. Баку и Ереван подтвердили приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года о целях и принципах СНГ, «посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга», что послужит основой для работы комиссий по делимитации, очередное заседание которых состоится в Брюсселе до конца октября. Кроме того, Армения готова поддержать гражданскую миссию ЕС, которая должна прибыть на границу с Азербайджаном уже до конца октября сроком минимум на два месяца (то есть пока – до нового года). Со своей стороны, Баку соглашается сотрудничать с упомянутой миссией в той мере, в какой это будет его касаться. Заявленная цель миссии – укрепление доверия и помощи пограничным комиссиям путём выпуска соответствующих докладов. Напомним. В последние два года в приграничных районах Армении были развёрнуты пункты дислокации ФСБ России, один из которых (в марзе Гегаркуник) в ходе недавней, наиболее крупной военной эскалации подвергся миномётному обстрелу.

Идея размещения международных наблюдателей на пока что недемаркированной и неделимитированной армяно-азербайджанской границе была запущена в оборот во многом благодаря стараниям Макрона, пишет известный кавказовед Сергей Маркедонов. Как сообщили в пресс-службе Елисейского дворца, «Армения и Азербайджан признали территориальную целостность и суверенитет друг друга по итогам встречи в Праге».

Периодическая эскалация в Нагорном Карабахе и особенно на армяно-азербайджанской границе после подписания трёхстороннего заявления президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении от 10 ноября 2020 года о прекращении боевых действий ходу переговорного процесса с активным вовлечением Вашингтона и Брюсселя особо не мешает. Можно высказать предположение, что активная работа над мирным соглашением будет продолжена, исходя из новых региональных реалий и комплекса факторов, обусловленных затянувшейся специальной военной операцией на Украине.