Вызовы эпохи и государственный бюджет Российской Федерации

Вызовы эпохи и государственный бюджет Российской Федерации

Государства в бюджетной сфере в России мало

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

У меня есть статья «Много ли государства в экономике России?», поэтому данную статью прошу считать продолжением разговора.

Опираясь на открытые данные Росстата, я пришел к выводу, который был для меня шокирующим: государства в экономике России ничтожно мало. Особенно в ключевых секторах.

Доля государства в уставных капиталах всех компаний и организаций добывающей промышленности в 2021 году составила всего 0,5%. В обрабатывающей промышленности этот показатель – 4,2%. Во всей российской промышленности в собственности федеральной власти, субъектов РФ и муниципальных властей на сегодняшний день осталось не более тысячи предприятий. В продажах всех компаний и организаций, действующих в обрабатывающей промышленности России, на те, которые принадлежат государству, приходится ничтожная доля в 2,3% (данные на 2020 год). Для сравнения: доля частных компаний (российский капитал) составила 64,9%; доля компаний с иностранным и смешанным (российский + иностранный капитал) – 25,0%; доля прочих компаний и организаций (муниципальная собственность и проч.) – 7,8%.

Приведённые цифры не имеют ничего общего с тем, что слышишь день и ночь от либеральных экономистов.

Участие государства в экономике выражается не только в том, что в его собственности (полной или частичной) находятся предприятия, производящие товары и услуги. Более значимым является участие государства в перераспределении общественного продукта с помощью бюджета.

Итак, много или мало общественного продукта российское государство перераспределяет с помощью своего бюджета?

Предлагаю сопоставить показатели финансовой деятельности РФ и других государств. Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ (CIA World Factbook), в 2020 году Российская Федерация по величине государственных расходов занимала 14-е место в мире после Испании и перед Нидерландами. Государственные расходы России были оценены в 270,1 млрд долл., или 1,8% государственных расходов всех стран мира.

Для сравнения: на первые четыре страны в рейтинге ЦРУ пришлась почти половина всех государственных расходов в мире. Это США (20,6%), Китай (16,2%), Япония (7,1%), Германия (5,8%). По величине государственных расходов Россия в 2020 г. отставала от США более чем на порядок, от Китая – почти на порядок. Картинка не просто интересная, она очень тревожная. Хотя назвать ее точной нельзя: авторы рейтинга государственные расходы стран мира, изначально выраженные в национальных валютах, приводят к единому долларовому знаменателю. Здесь могут быть, мягко говоря, значительные неточности (или сознательные подтасовки).

Обычно для международных сопоставлений государственных расходов используется показатель величины расходов государственного бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) данной страны. Такие международные организации как Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие такие данные собирают воедино и публикуют сводные таблицы, ранжируя страны по относительному уровню бюджетных расходов.

Давайте посмотрим на международную панораму «Относительный уровень бюджетных расходов отдельных стран», составляемую Всемирным банком. Находим в ней Россию и читаем: «По этому показателю Всемирный банк предоставляет данные о России за период с 1988 по 2021 год. Среднее значение для России в течение этого периода составило 18.06 процента при минимуме в размере 13.86 процента в 1992 г. и максимуме в размере 21.07 процента в 1997 г.». В этом столетии, по данным ВБ, максимальное значения показателя было зафиксировано в 2020 году – 20,03%.

Поскольку не по всем странам есть данные за 2021 год, то для сравнения с Россией приведу значения относительного уровня бюджетных расходов по ряду европейских стран за 2020 год (%):

Швеция – 26.73; Норвегия – 26.55; Нидерланды – 25.95; Франция – 25.07; Бельгия – 24.70; Дания – 4.66; Финляндия – 24.29; Греция – 22.77; Черногория – 22.60; Германия – 22.41; Великобритания – 2.22. В целом по еврозоне относительный уровень госрасходов составил 22.55%. То есть у России показатель был заметно ниже, чем у многих европейских стран.

А за пределами Европы картина очень пестрая. У каких-то стран показатель выше российского, у каких-то ниже. Так, у Саудовской Аравии он в 2020 году равнялся 28,86%, а у Индонезии – 9,55%, у Китая – 17,13%, у Индии – 12,09%. А вот показатели по экономически развитым странам за пределами США (%): Канада – 22,65; Япония – 21,03; Австралия – 20,86; США – 14,73.

Такая мировая панорама создает очень даже неплохой фон для России: относительный уровень ее государственных расходов даже выше, чем у первых двух экономик мира – США и Китая. Российский показатель в 2020 году был выше среднего по миру, который оценивался Всемирным банком в 17,5%.

Однако есть одно серьезное «но» в этих сопоставлениях. Они учитывают лишь расходы основного бюджета государства. Применительно к России это федеральный бюджет РФ. Только практически повсюду бюджетная система состоит не только из национального (общегосударственного) бюджета, но и из бюджетов административных единиц (земель, провинций, штатов и др.). Применительно к России это бюджеты субъектов Российской Федерации. А ниже есть бюджеты городов, муниципалитетов и проч. Наконец, следует учитывать расходы из разного рода фондов, которые хотя и называются «внебюджетными», но входят в состав бюджетной системы государства. И суммарно все эти расходы принято называть расходами консолидированного бюджета. Так, в 2021 году расходы консолидированного бюджета РФ составили 47.073 млрд руб. и включали в себя расходы (млрд руб.): федерального бюджета – 24.762; консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 16.886; государственных внебюджетных фондов федерального уровня – 14.012; внебюджетных фондов территориального уровня – 2.811. И в 2021 году, и в предыдущие годы величина консолидированного бюджета РФ была почти в два раза больше величины федерального бюджета (как по расходам, так и по доходам). В других странах – похожее устройство бюджетных систем.

Если Всемирный банк дает картину по расходам основных (национальных) бюджетов, то МВФ – по расходам консолидированных бюджетов. По данным на 2020 год, доля государственных расходов (консолидированный бюджет) Российской Федерации в ВВП составила 38,78%. А вот каковы были значения этого показателя по некоторым другим странам (%): США – 46,18; Китай – 36,98; Канада – 52,45; Австралия – 44,98; Япония – 46,57; Германия – 51,09; Норвегия – 58,16; Греция – 58,19. Рекордсменом среди стран «цивилизованного мира» оказалась Франция с показателем 62,40%. Имеются также страны, сильно отстающие по данному показателю. Например, у Гватемалы – 15,72%; Гвинеи – 18,16%; Экваториальной Гвинеи – 19,45%.

В целом по относительному уровню суммарных государственных расходов (консолидированный бюджет) Россия отстает от ведущих стран коллективного Запада.

С учётом сказанного можно утверждать: в Российской Федерации государства в бюджетной сфере мало. И сегодня это становится опасным, ибо государственный бюджет – важнейший инструмент экономической мобилизации. А нам такая мобилизация жизненно необходима: коллективный Запад начал против России необъявленную войну. То есть России надо наращивать свой бюджетный потенциал. К сожалению, принятый Государственной Думой федеральный бюджет на 2023 год и на период до 2025 года свидетельствует о том, что наращивания не происходит. Минфин ссылается на то, что, мол, доходы федерального бюджета отстают от расходов. 2022 год может быть завершен с бюджетным дефицитом в 2% ВВП. Дефициты бюджета запланированы и на последующие три года. В Минфине говорят, что мол, снижается налоговая база. Как она может снижаться, если в 2022 году Россия будет иметь рекордное за три десятилетия существования Российской Федерации положительное сальдо платежного баланса – примерно 250 млрд долл? Не абсурд ли: бюджетный дефицит при громадном профиците платежного баланса. Этот профицит – гигантский ресурс, за счет которого можно почти удвоить российский бюджет. Однако этого не происходит. В условиях ведущейся с Западом необъявленной войны денежные власти (Минфин и Центробанк) тихой сапой восстановили в России валютную либерализацию. Полученная от экспорта энергоносителей валюта проходит мимо казны и уходит в офшорные юрисдикции. Так что если мы хотим проводить военно-экономическую мобилизацию, нам надо наращивать государственный бюджет – и федеральный, и консолидированный, а это связано с острой необходимостью деофшоризации российской экономики.

Фото: nalog.ru

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться