О продовольственной безопасности Евразийского региона

О продовольственной безопасности Евразийского региона

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В апреле 2023 года Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал аналитический доклад по проблемам обеспечения продовольственной безопасность в Евразийском регионе.

В докладе отмечается, что регион обладает одним из самых значительных производственно-ресурсных и экспортных потенциалов в мире и в целом обеспечивает свою продовольственную безопасность. Уровень самообеспеченности (с точки зрения понятия «продовольственная независимость») по большинству продуктов в Евразийском регионе превышает 80–95%. Наибольший уровень самообеспеченности наблюдается по зерновым и масличным культурам (132% и 151% соответственно), наименьший — по фруктам (65%). Основными направлениями реализации агропромышленного потенциала в докладе названы: развитие систем агрологистики и хранения (формирование ЕТПС), транспортной логистики на восточном и южном направлении (в том числе МТК «Север — Юг»), портовой инфраструктуры; форсированное развитие научно-технологической базы сельского хозяйства (генетика и селекция, семеноводство и племенное хозяйство, водосберегающие технологии, цифровизация АПК); импортозамещение в машиностроении (подвижной состав, торговый флот, с/х техника и оборудование); устранение барьеров и ограничений между странами Евразийского региона; эффективное регулирование и скоординированная инвестиционная политика в водно-энергетическом комплексе Центральной Азии.

Исторически сельское хозяйство было одним из базовых элементов экономической специализации Евразии. В регионе существует отлаженная экосистема производственных факторов, социально-экономических взаимосвязей и прочих необходимых для функционирования отрасли АПК базовых элементов. Здесь сконцентрировано 480 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 10,1% всех сельскохозяйственных земель планеты — при удельном весе населения около 3% от населения Земли. В то же время регион характеризуется низким коэффициентом использования пахотных угодий, наличием значительных трудовых ресурсов — более 130 млн. трудоспособного населения; при этом доля сельского населения составляет 33,1%. Важное значение имеет близость перспективных рынков сбыта — крупнейших потребителей продовольствия с населением в общей сложности более 3 млрд. человек, в первую очередь Китая, Индии, стран Африки и Ближнего Востока. Предполагается, что в среднесрочной перспективе на Китай будет приходиться 41% и 34% дополнительного мирового спроса на рыбу и мясо соответственно, а около 50% дополнительного мирового спроса на свежие молочные продукты ожидается со стороны Индии.

Реализация производственно-ресурсного и экспортного потенциала Евразийского региона позволит прокормить 240 млн человек собственного населения и дополнительно до 360 млн в третьих странах. В условиях быстрого увеличения мирового населения и ограниченности производственно-ресурсного потенциала других макрорегионов совокупные позиции евразийских стран на международном рынке продовольствия значительно усилятся.

Расширение взаимной торговли и сотрудничества между евразийскими странами, сохранение четко функционирующих механизмов международной торговли — важные элементы обеспечения продовольственной безопасности. Взаимная торговля стран ЕАЭС, Таджикистана и Узбекистана устойчиво растет и достигла 15,4 млрд. долл. в 2021 году, что составляет 33,6% регионального экспорта АПК. За последние 20 лет объем взаимных экспортных поставок товаров АПК увеличился в 8,5 раза. В перспективе 2035 года объемы взаимной торговли продовольствием увеличатся дополнительно в 1,8 раза — до 27,1 млрд долл. (прирост на 12 млрд. долл.). Расширение взаимной торговли будет содействовать обеспечению доступности продовольствия в Евразийском регионе. Развитие здесь взаимной торговли позволяет, во-первых, выстраивать партнёрские отношения внутри Союза, во-вторых, сосредотачивать усилия не на достижении продовольственной независимости, а на повышении экономической и физической доступности продовольствия, в том числе за счет расширения поставок из соседних стран.

Сдерживающим фактором для реализации потенциала АПК региона выступают транспортно-логистические ограничения. Так, потери собственной сельскохозяйственной продукции из-за неразвитости систем логистики и хранения в странах Евразийского региона достигают 40%. В результате около 70% продовольствия, которое может быть произведено на территории стран Евразийского региона, завозится из третьих стран. Для снятия таких ограничений требуется наличие связанной транспортной инфраструктуры в виде автомобильных и железных дорог, морских портов, пограничных переходов, оптово-распределительных центров, объектов агрологистики и других. Повышается значимость комплексного развития единого Евразийского транспортного каркаса. Развитие логистики должно базироваться на современных цифровых технологиях. Решением станет создание Евразийской товаропроводящей сети, которая позволит увеличить точность планирования и сократить сроки доставки, обеспечить сохранность продукции, а также повысить эффективность платежных сервисов и оперативность заказа и возврата товара. Для доступа на перспективные рынки (Китай, Ближний Восток, Северная Африка и Индия) необходимо значительное улучшение логистики на южном и восточном направлениях. С учетом сохранения высоких рисков продовольственной безопасности и значительного числа голодающих в Индии, в большинстве стран в Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке усилится роль МТК «Север — Юг» в доставке продовольствия. Также необходимы развитие новых направлений через Центральную Азию и разработка новых либо увеличение пропускной способности существующих маршрутов в направлении Китая.

Экономика государств Центральной Азии характеризуется высоким уровнем энергоёмкости и водоёмкости отраслей экономики. Социально-экономическое развитие стран Центральной Азии в бассейне Аральского моря уже давно происходит в условиях истощения водных ресурсов — и это обстоятельство определяет основной вектор в межгосударственных отношениях стран региона. Дефицит воды во многом обусловлен слабой организацией водопользования в сельском хозяйстве и промышленности, а также неудовлетворительным состоянием водохозяйственной инфраструктуры и недостаточностью средств, выделяемых на ее техническое обслуживание и развитие.

Реализация ресурсного потенциала производства агропродовольственной продукции будет создавать не только позитивные эффекты с точки зрения задач обеспечения продовольственной безопасности внутри Евразийского региона и в целом по миру, но и значимые социально-экономические эффекты. Расширение аграрного производства формирует дополнительный производственный спрос на продукцию смежных секторов, которые, увеличивая свои объемы выпуска (а значит, и затраты на текущее производственное потребление), передают этот импульс далее по цепочке межотраслевых связей. Кроме того, прирост выпуска в сельском хозяйстве и в других секторах, прямо или косвенно связанных с сельским хозяйством, означает также прирост доходов работников в этих секторах, а также доходов государства и бизнеса (в виде заработной платы, налогов и прибыли). Расходование этих дополнительных доходов на потребительские и инвестиционные цели будет создавать дополнительный конечный спрос в экономике и, следовательно, увеличивать выпуск в секторах, производящих потребительскую и инвестиционную продукцию. Это в свою очередь должно запускать новые цепочки межотраслевых взаимодействий и приводить к приросту выпуска, добавленной стоимости и прочих макроэкономических показателей.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться