Как решить проблемы МТК «Север – Юг»

Как решить проблемы МТК «Север – Юг»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Подписание соглашения между Россией и Ираном о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги Решт – Астара на территории Ирана стало серьёзным продвижением проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг».

Идея МТК «Север – Юг» зародилась в 1999 году, когда группа индийских, иранских и российских транспортных фирм подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран — Каспийское море – Россия.

12 сентября 2000 года в ходе II Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании коридора «Север – Юг»; странами-участницами стали Россия, Иран и Индия. В мае 2002 года в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц был подписан протокол об официальном открытии коридора. В период с 2000 по 2002 год по коридору были направлены сотни индийских контейнеров.

Однако в дальнейшем, из-за многих технических сложностей, контейнерные перевозки по международному транспортному коридору ограничились маршрутом Россия – Иран. Перевозки контейнеров из Индии через Астрахань были заморожены. Тем не менее к договору присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия. Заявки на присоединение подавали Турция и Украина.

Начатая Россией специальная военная операция на Украине вызвала жёсткие экономические санкции со стороны США и их союзников, что стимулировало расширение сотрудничества России и Ирана. Важным этапом этого сотрудничества как раз и стало подписание соглашения о финансировании строительства железной дороги «Решт – Астара».

Однако наличие ряда нерешённых технических и конкурентных проблем осложняет запуск МТК на полную мощность.

«Торможение грузов происходит не только из-за незавершенности железнодорожной логистики, но и в силу поведения азербайджанской таможенной службы, прохождению грузов нередко препятствующей. Аналогичная ситуация происходит и на казахстанском участке восточного маршрута МТК "Север – Юг". Представители российских и иранских логистических компаний заявляют о необходимости форсированного развития морской инфраструктуры. Развитие морских перевозок позволит обойтись без участия Азербайджана и Казахстана или, во всяком случае, существенно снизить зависимость от Баку и Астаны», – пишет в своем телеграм-канале российский востоковед Александр Князев.

Столкнувшись с торможением своих грузов при их прохождении через таможни Азербайджана и Казахстана, перевозчики Киргизии и Таджикистана «уже вполне серьезно собираются осваивать маршрут через Узбекистан, Туркмению и Каспий».

«Поведение конкретно азербайджанской стороны скорее обусловлено собственными планами развития транспортной инфраструктуры в Закавказье, – комментирует ситуацию телеграм-канал «Рыбарь». – Если строительство участка железной дороги «Решт – Астара» будет закончено и «Север  Юг» заработает на полную мощность, то у проекта Зангезурского коридора, перспектива реализации которого замаячила перед Алиевым после победы в 44-дневной войне, будет серьезная конкуренция. Поэтому возникающие проблемы на таможне больше похожи на желание досадить конкуренту. И выходом из этой ситуации действительно является развитие морской инфраструктуры через Каспийское море».

Что касается Казахстана, то в ходе прошедшего в Самарканде саммита Организации тюркских государств президент Токаев подчеркнул, что для его страны приоритетен обходящий территорию России широтный «Транскаспийский международный транспортный маршрут, пролегающий через территории трех братских государств – Казахстана, Азербайджана, Турции».

На международном форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» много говорили о развитии МТК «Север – Юг», в частности о необходимости строительства на Каспии морского терминала. Транскаспийский участок МТК проходит через порты Астрахань – Оля — Махачкала – Бендер-Энзели (Иран) – Бендер-Амирабад (Иран) – Ноушехр (Иран) — Бендер-Аббас (Иран) — Мумбаи (Индия). Главной проблемой для реализации этого мультимодального морского маршрута является проблема рентабельности.

Вице-президент Международной академии транспорта Виталий Збаращенко отмечает, что «если везти грузы через Каспийское море – нужно делать две перевалки. В итоге цена получается такой, что это становится никому не выгодно. Поэтому вагоны стоит провозить на пароме, не перегружая из них груз, и для этого нужно сделать двухъярусные паромы и двухэтажные рельсы – аппарели в портах погрузки и выгрузки. Тогда получится обойтись без лифтов, которые сильно увеличивают время погрузки. Грузы нигде не будут переваливаться в портах, а просто накатываться на паром и скатываться с него». Подобная технология использовалась в СССР в сообщении между Литвой и ГДР.

Для эффективной организации грузоперевозок по Транскаспийскому участку МТК «Север – Юг» необходимо провести также ряд дноуглубительных работ на внутренних водных путях Единой глубоководной системы РФ и Волго-Каспийского морского судоходного канала.

Необходима и модернизация железнодорожных подходов к портам Астрахань и Оля на участке Аксарайская – Саратов; строительство многофункционального портово-логистического комплекса на территории портовой особой экономической зоны в Астраханской области (порт Оля). Дноуглубительные работы на Каспии уже ведутся, ведётся реконструкция Волго-Каспийского канала, а также российских морских портов. Намечено развитие морских логистических терминалов на Каспии.

Планы развития МТК «Север – Юг» как транзитного были заявлены 20 лет назад. За это время их реализация продвинулись очень мало. Однако сейчас МТК «Север Юг» приобрёл стратегическое значение и нацелен уже не на транзит иностранных грузов через Россию, а на перевозки российских внешнеторговых грузов по самому короткому пути выхода отечественных товаров на мировые рынки. Запуск на полную мощность рентабельной модели Транскаспийского участка МТК «Север – Юг» в значительной степени нивелирует конкурентные преимущества стран транзита, контролирующих западный и восточный берега Каспия, так как грузы из России по морю будут направляться прямо в Иран и далее – к портам Индийского океана.

Для России эффект функционирования МТК «Север – Юг» станет намного более значимым, чем от предполагавшегося ранее транзита чужих грузов, поскольку в условиях жёстких санкций коллективного Запада он даёт нашей стране возможность напрямую выйти на рынки юга Евразии и далее по всему миру.