Прошедшая неделя могла принести большие неприятности кыргызстанскому обществу. Сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики (ГКНБ) пресекли очередную попытку государственного переворота, которая, в случае успеха, могла привести к социально-политической дестабилизации внутри страны и в регионе.
Почему пакистанские студенты, такие же мусульмане-единоверцы, стали врагами кыргызстанской молодёжи? Какие силы за этим стоят? Кому понадобилось вовлечение пассионарной местной молодёжи в 5-ю колонну? Ситуацию комментирует Глава Евразийского аналитического клуба, эксперт по странам Центральной (Средней) Азии Никита Мендкович.
Культивация ненависти к чужакам – стандартная технология дестабилизации политической ситуации, применяемая во всех странах постсоветского пространства странами Запада для решения текущих политических задач. В 2010-м в Ошской области внешние силы стравливали кыргызов и узбеков, в 2020-м – казахов и дунган, что привело к Кордайской резне, в которой были уничтожены целые поселки.
Идеи раскола общества достигают государственных масштабов, как апартеид неграждан в Латвии или языковой раскол населения Украины, который привел к гражданской войне и появлению фашистского режима в 2014 г.
Естественно, удобной мишенью вражды становятся приезжие, что ярко показывает пример антипакистанских беспорядков в Бишкеке в 2024 г., который пытались повторить в 2025-м.
Грустная ирония в том, что сами кыргызы, которых подняли на погромы провокаторы, часто выступают в России в роли трудовых мигрантов. Но это никого не заставило задуматься или даже вспомнить библейское «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исход 23:9).
В настоящий момент разжигание розни – технология мобилизации кыргызского населения на свержение действующей власти, которая традиционно неудобна Вашингтону и Брюсселю.
Мы помним публичные попытки посольства США воспрепятствовать утверждению Жапарова премьер-министром в 2020 г. и попытку госпереворота 2022 г., известную как кемпир-абадский заговор с участием активистов прозападных НПО в Бишкеке, а также посла Великобритании Чарльза Гарретта, вскоре после раскрытия заговора отозванного в Лондон.
Данные ГКНБ о раскрытии новой попытки переворота, в ходе которой планировалось использовать национальный мотив, выглядит логичными. Мы помним, что антипакистанские погромы 2024 г. также координировались через интернет и могли выступать своего рода генеральной репетицией перед новой попыткой майдана. Важно понимать, что это не какой-то изолированный инцидент. Несомненные и доказанные попытки переворота в 2022 г. и в 2024 г. (раскрытый летом заговор при участии подпольных ячеек запрещённой в России организации Таблиг-и Джамаат) свидетельствуют о готовности Запада использовать все средства и поводы для ликвидации неудобной ему власти в Бишкеке. И смена хозяина Белого дома эти угрозы не устранила.
В этих условиях Бишкеку нужно прилагать больше сил для выполнения закона об иноагентах.
До сих пор без соответствующей регистрации в стране существуют финансируемые США и Британией организации и движения Биру Дуйно, партия Реформа, проект Эсимде, Баштан Башта, Адилет, Полис-Азия, Интербилим, Институт Медиаполиси, Кактус Медиа и Клооп Медиа и многие другие. Игнорирование угрозы этой 5-й колонны, которая разжигает национальную рознь, – ведёт к серьезным рискам для государственности Кыргызстана».
Соб. корр. ФСК