Казахстан выгнал иностранных акционеров из проекта строительства Карачаганакского газоперерабатывающего завода

Кабальные соглашения о разделе продукции с западными ТНК обернулись тяжёлым бременем для экономики

Казахстанское правительство потребовало от западных корпораций Shell и Eni вернуть контроль над строительством завода на Карачаганакском месторождении государственной компании «КазМунайГаз», сообщает Forbes Kazakhstan. 

«Министерство энергетики Республики Казахстан информирует, что реализация проекта строительства газоперерабатывающего завода на месторождении Карачаганак в рамках действующего Соглашения о разделе продукции (СРП) с участием акционеров проекта (компании Eni и Shell) прекращена», – сообщили в Минэнерго в ответе на запрос Forbes Kazakhstan 2 июля.

Местные СМИ сообщают, что, решение приняли из-за «разочарования ходом возведения газоперерабатывающего завода (ГПЗ)». 

Ранее Bloomberg сообщил, что управляющий месторождением консорциум во главе с Eni и Shell предложил Казахстану увеличить стоимость строительства ГПЗ с изначальных 3,5 до 6 миллиардов долларов и попросил покрыть расходы в 1 миллиард долларов для «обеспечения рентабельности».

«Казахстану такое предложение не понравилось, и власти страны допустили возможность передачи проекта в руки “КазМунайГаза”… 19 мая глава КМГ Асхат Хасенов прямо заявил, что компания недовольна темпами строительства. Власти РК также выражали недовольство тем, что стоимость проекта выросла почти вдвое: изначально планировалось, что ГПЗ на Карачаганаке обойдётся примерно в 3,5 млрд долларов, но никак не в шесть», – пишет Orda.kz. 

Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение открыто в 1979 году и введено в эксплуатацию в 1984 году. Является одним из самых продуктивных в мире по добыче нефти и газа. Вместе с тем месторождение отличается сложным геологическим строением, значительными колебаниями давления и пластового состава, высоким содержанием конденсата (от 490 до 1000 г/м3) и токсичных коррозионно-активных элементов. Сегодня его запасы оцениваются более чем в 1,2 млрд тонн нефти и конденсата и 1,35 трлн кубометров газа. 

Ежегодный объём добычи сырья в Карачаганакском проекте составляет около 2,5 млн тонн жидких углеводородов (ЖУ) и 17,5-18,5 млрд кубических метров газа. Основная часть ЖУ экспортируется по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), небольшие объёмы нефти идут по трубопроводу «Атырау – Самара», а нестабильный конденсат поставляют на расположенный в 130 км от месторождения Оренбургский ГПЗ.

Оператором Карачаганака (третьего по величине нефтяного месторождения страны) является компания Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO). Разработку месторождения, согласно подписанному в 1997 году и рассчитанному на 40 лет соглашению о разделе продукции, осуществляет именно этот международный консорциум. В составе KPO доли распределены, в данный момент ключевыми акционерами являются Shell (29,25%) и Eni (29,25%). Казахстанскому «КазМунайГазу» прирнадлежит 10%.

В январе 2025 года правительство Казахстана фактически выдвинуло ультиматум итальянской Eni и британской Shell, которые должны были реализовать масштабный проект по строительству газоперерабатывающего завода на Карачаганакском месторождении. Поскольку республика уже в скором времени может столкнуться на внутреннем рынке с дефицитом газа, власти Казахстана настаивали на запуске предприятия не позднее 2029 года.

И вот сейчас терпению правительства республики пришел конец.

Казахстан завершил переговоры с компаниями Eni и Shell об их участии в строительстве газоперерабатывающего завода (ГПЗ) на Карачаганаке, сообщили в министерстве энергетики. Реализация проекта с участием акционеров пересматривается, уточнили позже в министерстве.

Причиной прекращения стали выдвинутые акционерами условия. Британцы и итальянцы потребовали дополнительные выплаты в размере около 1 млрд долларов, а также пытались увязать реализацию промышленного проекта с текущим арбитражным разбирательством. Эти условия стали «категорически неприемлемыми» и не соответствуют национальным интересам, заявили в Минэнерго.

«Позиция Казахстана остаётся неизменной: проект должен быть реализован на справедливых и экономически выгодных для государства условиях, без каких-либо сторонних обременений. Наша цель – укрепление ресурсного потенциала страны, а не удовлетворение завышенных коммерческих требований подрядчиков», – отметили в ведомстве.

На данный момент правительство рассматривает вариант о передаче проекта национальной компании «КазМунайГаз». Это поможет вести полный государственный контроль, считают в Минэнерго.

Что касается «текущего арбитражного разбирательства», то речь идет о намерении правительства Казахстана взыскать с консорциума недоплаченные два миллиарда долларов за всю историю эксплуатации месторождения.

Об этом написала Orda.kz, отметив, что «итальянская компания Eni посчитала добытое сырьё не тем объёмом барреля» и обсчитала Казахстан на $2 млрд.

В апреле 2025 года по акту прокурорского надзора консорциум Karachaganak Petroleum Operating был оштрафован за превышение норм по вредным выбросам, причем не только по загрязнении воздуха, но и по сбросам отходов. Общий объём загрязняющих веществ составил 264 тонны. Сумма штрафа составила 739 млн 568,8 тыс. тенге.

Таким образом, в Казахстане все больше разочаровываются в деятельности западных ТНК в сфере разработки и добычи природных ресурсов страны.

В прошлом году было достигнуто соглашение о том, что Россия поможет Казахстану перерабатывать и продавать газ с Карачаганака.

25 ноября 2024 года состоялась рабочая встреча первого заместителя премьер-министра Казахстана Романа Скляра с председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером. 

«На встрече было подписано соглашение об основных условиях переработки и реализации газа Карачаганакского месторождения на 2025–2026 годы»,сообщила пресс служба «Газпрома». 

В октябре 2023-го начались поставки российского природного газа в Узбекистан через территорию Казахстана. Поставки организованы в реверсном режиме по специально выделенному маршруту на базе системы магистральных газопроводов «Средняя Азия – Центр». В ноябре 2023 года «Газпром» и правительство Казахстана подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Тяжёлым бременем для экономики республики обернулись подписанные в первые годы независимости соглашения о разделе продукции с западными ТНК.

На сегодняшний день в их руках, как мы писали, две трети казахстанского нефтегаза. На месторождении Тенгиз на Каспии в рамках ТОО «Тенгизшевройл» национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 20%, Chevron (США) – 50%, ExxonMobil (США) – 25%, СП «ЛукАрко» (США) – 5%.

На месторождении Кашаган на Каспии в консорциуме North Caspian Operating Company N.V. (NCOC) национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, Inpex (Япония) – 7,56%.

На месторождении Карачаганак в Западно-Казахстанской области национальный оператор «КазМунайГаз» имеет всего 10%, Eni (Италия) – 29,25%, Shell (Великобритания) – 29,25%, Chevron (США) – 18%.

Подобный расклад акционерных капиталов лишает Казахстан десятков миллиардов долларов в год.

Казахстанский экономист Петр Своик так охарактеризовал построенную за 30 лет в Казахстане систему: «Многовекторный комплексный компрадорский (нет, не капитализм) колониализм. Многовекторный и компрадорский – понятно почему, а комплексный – потому что налицо как неравноправная торговля индустриальными товарами в обмен на сырьё по образцу Британской империи прошлых веков, так и современный финансовый неоколониализм с метрополией США. Казахстан – действующий музей истории мирового колониализма в образцовом исполнении как бывшей компрадорской верхушки, так и обслуживающей её госбюрократии вкупе с экспертным сообществом».

«Главная статья пополнения республиканского бюджета – экспорт сырой нефти, которая «перестаёт быть казахстанской после того, как ее добыли из скважины и прошел электронный платеж, в соответствии с соглашениями о разделе продукции, которые, кстати, до сих пор засекречены. Chevron, TotalEnergies, Shell платят самую минимальную цену, которая только возможна», – отмечает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

Правительство Казахстана пока не решается приступить к масштабной национализации природных богатств республики, опасаясь, что это отпугнет иностранных инвесторов, в частности западные ТНК.

Изгнание западных корпораций из проекта строительства Карачаганакского ГПЗ может стать первым шагом к обретению Казахстаном реального суверенитета с сфере разработки и добычи своих природных ресурсов.

Другие материалы