Возможно, так совпало, но создается впечатление, что с начала июля США и Россия проводят совместную операцию против киевского режима. Ее цель – лишить ВСУ возможности продолжать боевые действия путем прекращения новых поставок оружия и живой силы.
С американским оружием все произошло, как и в марте этого года – достаточно внезапно. Вашингтон вдруг прекратил все поставки иностранным партнерам, включая Украину, ссылаясь на их нехватку для самих США. Тем более, что все поставленное ВСУ оружие в первой половине 2025 года шло ещё по финансированным из бюджета США программам бывшей администрации Байдена.
Теперь же киевская власть и хотела бы получить дополнительное оружие, особенно системы ПРО и ракеты для них, пусть даже за европейские деньги, но никто не обещает, что его, во-первых, продадут, а во-вторых, быстро привезут. Ведь предыдущие поставки на Украину шли напрямую с военных складов Пентагона, что сокращало сроки их получения до нескольких недель. В случае же заключения новых контрактов на покупку оружия, его придется ждать намного дольше.
Например, заказанные в 2022 году ракетные системы HIMARS до сих пор не доехали до Украины, а очередь на приобретение систем ПРО Patriot составляет 5-7 лет. А может и больше после того, как Израиль массово использовал их во время двенадцатидневных перестрелок с Ираном.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что США необходимо, в первую очередь, восполнить свои запасы, значительная часть которых была передана киевскому режиму бесплатно при Байдене. А во вторую, обеспечить своего стратегического партнера – Израиль новыми системами ПРО, и уже затем рассматривать новые запросы на покупку вооружений для Украины.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков так прокомментировал приостановку поставок на Украину американского оружия киевскому режиму: «Мы наблюдаем за ситуацией. По всей видимости, просто не успевает промышленность производить ракеты в необходимом количестве, тем более что очень много поставок очевидно было и в Израиль, и на Украину».
Однако некоторые аналитики утверждают, что сложившаяся ситуация объясняется договоренностью между лидерами России и США, достигнутой в момент ближневосточного кризиса: Москва не поставляет Ирану средства ПВО и способствует прекращению его конфликта с Израилем, а Вашингтон прекращает поставки американского оружия Украине. Косвенно, эту логику подтверждает провальная встреча Зеленского с Трампом на саммите НАТО в Гааге.
Россия, со своей стороны, ввела новшество в обстрелы военных объектов на Украине. Начался систематический обстрел зданий ТЦК (территориальных центров комплектования), которые занимаются «бусификацией» украинских граждан и поставками живой силы для ВСУ. Только за последние дни точечным ударам подверглись ТЦК в Кривом Роге и Полтаве, что вызвало панику у сотрудников этих структур по всей Украине.
По заявлению Сухопутных сил Украины, ВС РФ начали практиковать такие удары, чтобы «сорвать процесс мобилизации», но его «невозможно остановить, и мы будем и дальше комплектовать наше войско». По другим источникам, Генштаб ВСУ уже работает над тем, чтобы избежать возможных задержек с мобилизацией из-за обстрелов ТЦК путем создания альтернативных пунктов по всей стране.
Продолжение мобилизации любыми средствами особенно важно для ВСУ с учетом того, что по информации украинской оппозиционной журналистки Дианы Панченко, «из армии уже убежало более 300 тысяч человек». При этом Россия набрала за первые полгода больше 210 тыс. контрактников, которыми значительно усилит свои войска в зоне СВО.
Украинский телемарафон и СМИ активно распространяют официальную информацию ВСУ и ТЦК, согласно которой 86% всех скандальных инцидентов, связанных с мобилизацией, «являются либо манипуляциями, либо постановочными материалами в рамках ИПСО». Также сообщается, что к дисциплинарной ответственности за нарушения были привлечены пять сотрудников, один – отстранён от должности, а 30 случаев – ещё расследуются.
На самом деле, все это воспринимается как нелепая попытка погасить возмущение общества все более жесткой «бусификацией», при которой преступные действия представителей ТЦК остаются без реального наказания. Многочисленные видеоролики в соцсетях подтверждают, что ТЦК на Украине превратились в карательный орган образца фашистского Гестапо, однако военные уперто утверждают, что основная их масса «не соответствует действительности».
В телеграм-каналах украинцы бурно радуются новой тактике Москвы: «На это можно смотреть вечно»; «наверное, это за всех тех, кого в этом ТЦК мучали»; «если Россия будет бить по ТЦК и блокпостам, то ее войска будут встречать караваями и цветами».
Некоторые аналитики считают, что если украинцы будут поддерживать такие удары, то «в Кремле могут принять решение о массированном нанесении удара по всем зданиям ТЦК». Причем в первую очередь будут бить по ТЦК на юго-востоке, далее в центральных и северных областях, а западную Украину трогать не будут, так как там «больше всего тех, кто “топит” за продолжение войны, а значит пусть ТЦК работают на все 100%».
Можно сказать, что своими де-факто скоординированными действиями Вашингтон и Москва приводят киевский режим к выполнению условий, на которых настаивает Россия для установления возможного 30-дневного перемирия, а именно: прекращение поставок западного оружия и мобилизации в ВСУ.
В растерянности от сложившейся ситуации депутат Верховной рады Роман Костенко заявил, что «на нас напали два государства – гаранта Будапештского меморандума: одни отбирают у нас землю, другие – ресурсы». Понятно, что под этим он имеет ввиду Россию и США, не называя их прямо. А его коллега Марьяна Безуглая написала по-другому: «США сейчас – не наш союзник».
Американское издание Responsible Statecraft, рекомендует Украине более не рассчитывать на помощь США и побыстрее заключить мир с Россией, потому что дальше для Киева будет только хуже. Журналисты также отмечают красноречивое молчание Вашингтона после перехода под контроль России крупного месторождения лития на Донбассе.
Исходя из «ресурсной сделки», которую киевская власть воспринимала как гарантию своей безопасности, США должны были бы рассматривать это месторождение как потенциально свое и не допускать его захвата Россией, но этого не происходит.
Британский The Economist считает, что «Украина сталкивается с мрачной реальностью: чем меньше оружия она получает, тем больше людей и территорий она теряет». А американский Washington Post винит Трампа в проблемах Киева: «Если Россия одержит победу в агрессивной войне, то это произойдет не из-за отсутствия решимости Украины, а из-за американской беспомощности».
В итоге, если Вашингтон так и не возобновит поставки оружия, у Киева останется три варианта действий.
Первый (вероятность 15-20%) – смириться и пойти на мирные договоренности с Москвой. Этот вариант до сих пор всячески отметался киевским режимом, потому что он автоматически запускает процедуру смены власти и приводит к политической (а может и физической) смерти деятелей хунты Зеленского.
Второй (вероятность 20-30%) – спровоцировать эскалацию боевых действий, например на Приднестровье под видом «ответных действий на нападение со стороны ПМР». Это позволит ВСУ добраться до военных складов советского оружия, оставшегося в Приднестровье со времен СССР, а также втянуть в военный конфликт Молдавию.
Кстати, там осенью планируются парламентские выборы, на которых возможен приход к власти пророссийских партий, так что для Кишинева «военная заварушка» в неподконтрольном Приднестровье – способ этому помешать.
И третий (вероятность 50-65%) – продолжать боевые действия исходя из имеющихся запасов оружия, делая больший акцент на мобилизацию живой силы из других категорий населений: женщины, юноши 18-25 лет, пожилые 60+.
В принципе, этот сценарий уже реализуется, поскольку весной на Украине начали создавать «Центры подготовки граждан к национальному сопротивлению». Используя украинских националистов «ветеранов-войны», планируется подготовка граждан, пока не подлежащих мобилизации, к диверсионной и боевой деятельности в условиях городов, а также их патриотическая накачка. Аналогичная военная подготовка ждет с 1 сентября учеников старших классов украинских школ, а также студентов вузов с военной присягой, уставом и статусом военнообязанного.
Конечно, все эти варианты могут рассматриваться лишь при условии достаточно длительной приостановки поставок оружия со стороны США (хотя бы на несколько месяцев). Посмотрим, надолго ли у Вашингтона хватит решимости на «второй фронт» против киевского режима.
P. S. Как сообщил по итогам состоявшегося накануне телефонного разговора Президентов США и России помощник Владимира Путина Юрий Ушаков, среди прочего, «естественно, обсуждалась украинская проблематика. Дональд Трамп вновь ставил вопрос о скорейшем прекращении военных действий. Владимир Путин со своей стороны отметил, что мы продолжаем искать политическое переговорное решение конфликта. Он проинформировал о ходе реализации договорённостей гуманитарного характера, которые были достигнуты на втором раунде прямых российско-украинских контактов в Стамбуле. Он также отметил готовность российской стороны продолжить переговорный процесс.
Наш Президент также сказал, что Россия будет добиваться поставленных целей, то есть устранения всем известных первопричин, приведших к нынешнему положению дел, к нынешней острой конфронтации. От этих целей Россия не отступится».