Украина продолжает выходить из международных соглашений, якобы ограничивающих ее боевые возможности

Мёртворожденный Договор об обычных вооруженных силах в Европе давно превратился в филькину грамоту

Украинский МИД по результатам совещания послов сообщил 27 июля, что Киев планирует «прекратить исполнение обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе» (ДОВСЕ), назвав это «следующим шагом для нашего усиления после прекращения действия Оттавской конвенции».

В этой новости, которая очень слабо была освещена в СМИ, речь идет о двух важных международных документах. Начнем с последнего. В середине июля Верховная рада проголосовала за выход из Оттавской конвенции 1997 года о запрете противопехотных мин.

Это было сделано вслед за аналогичными действиями стран Балтии (Латвия, Литва и Эстония), Финляндии и Польши, которые намерены создать «железный занавес» против соседней России и заодно хорошо заработать на военных заказах. 

Украина же, после государственного переворота февраля 2014 года особо не соблюдавшая Оттавскую конвенцию, особенно во время попыток силового подавления Донбасса, теперь решила открыто заняться производством противопехотных мин, чтобы использовать их против ВС РФ. 

Дело в том, что миллионы мин из старых советских запасов оказались полностью использованы, а производству новых мешала указанная Оттавская конвенция. Здесь, как говорится, все понятно и целиком укладывается в логику накачивания ВСУ оружием, которое она будет использовать при своем неминуемом отступлении.

А вот ситуация с ДОВСЕ гораздо более закрученная и интересная.

Начнем с того, что сам договор, подписанный в 1990 году между странами двух военных блоков – НАТО и Организацией Варшавского договора (ОВД), оказался мертворожденным с самого начала своего действия.

На момент подписания в составе НАТО было 16 западных стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция), а в составе ОВД – 6 стран советского блока (СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия).

Ранее находившаяся в составе ОВД социалистическая ГДР (Восточная Германия) на дату подписания ДОВСЕ уже вошла в состав ФРГ (Западная Германия) и прекратила свое существование, хотя на ее территории еще оставались военные части Группы советских войск.

Согласно положениям ДОВСЕ для каждого из двух противостоящих военных блоков вводились количественные ограничения как по отдельным странам, так и на суммарное количество обычных вооружений по пяти основным категориям: боевые танки (20 тысяч), боевые бронированные машины (30 тысяч), артиллерия (20 тысяч калибром 100 мм и выше), ударные вертолёты (2 тысячи), боевые самолёты (6,8 тысячи).

Каждый блок мог иметь половину указанного выше количества вооружений, а все, что превышало указанные квоты, должно было быть сокращено за указанный в договоре период времени.

Зона действия ДОВСЕ была определена географической территорией Европы – от Атлантического океана до Уральских гор и Каспийского моря. При этом также ограничивалась численность боевой техники в четырёх фланговых зонах. Для ОВД ими были Болгария, Румыния и четыре военных округа СССР (Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский и Одесский), а для НАТО – Греция, Исландия, Норвегия и Турция.

Однако к ноябрю 1992 года, когда ДОВСЕ вступил в силу, геостратегическая ситуация в Европе кардинально изменилась.

Во-первых, в июле 1991 года советский военный блок ОВД был распущен вследствие падения социалистических режимов в странах Европы, известных как «Осень народов».

Во-вторых, в декабре 1991 года сам Советский Союз прекратил свое существование и 15 социалистических республик стали независимыми странами, которые принялись за создание своих собственных национальных вооруженных сил на основе доставшегося им советского наследия. При этом квота СССР была разделена между ними в мае 1992 года (еще до вступления в силу ДОВСЕ) Ташкентским соглашением.

В-третьих, Чехословакия также приняла решение о разделе на Чехию и Словакию, которое произошло с 1 января 1993 года.

Таким образом, на момент вступления в силу ДОВСЕ блок ОВД распался на множество отдельных стран, не связанных между собой военными обязательствами, а блок НАТО стал постепенно расширяться на восток. 

Через несколько лет бывшие страны-члены ОВД, можно сказать, перешли в стан врага и присоединились к НАТО. Первое расширение произошло фактически в 1990 году во время «объединения Германии». А в начале 1999 года в НАТО вошли такие бывшие страны ОВД, как Венгрия, Польша и Чехия. 

Логично, что ДОВСЕ должен был измениться, чтобы учесть происходящие события. Казалось, что так и будет. В конце 1999 года в Стамбуле 30 стран-участниц договора подписали Соглашение об адаптации ДОВСЕ, согласно которому вместо ограничений по двум противостоящим военным блокам (один из которых давно исчез) вводилась система национальных квот.

Доработанное соглашение ратифицировали Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и… все. Ни одна страна НАТО этого так никогда и не сделала под предлогом невыполненных требований со стороны Грузии и Молдавии о выводе российских войск с их территории. Кроме указанных стран, подписать обновленное ДОВСЕ отказались вошедшие в состав НАТО в 2004 году Латвия, Литва, Словения и Эстония.

Получилось так, что Россия продолжила выполнять жесткие ограничения ДОВСЕ от 1990 года, а страны НАТО либо не подписали дополнительное соглашение 1999 года, либо не стали его ратифицировать.

Россия ждала долгих восемь лет, но в конце концов не выдержала, когда США объявили о планах создания своих военных баз на территории Болгарии, Польши и Румынии.

Сначала в феврале 2007 года в своей речи на Мюнхенской конференции Президент РФ Владимир Путин жестко раскритиковал расширение НАТО на страны Центральной и Восточной Европы: «Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия». 

Он также высветил обман и двуличие Запада, процитировав слова генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности».

Затем в апреле 2007 года российский лидер объявил мораторий на исполнение условий ДОВСЕ пока все страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации от 1999 года и не начнут его строго выполнять. 

В июне 2007 года Россия даже созвала чрезвычайную конференцию стран-членов ДОВСЕ, на которой поставила три важных вопроса: присоединение к соглашению стран Балтии; понижение суммарного уровня вооружений и техники стран НАТО, значительно увеличившегося в результате расширения блока; отмена фланговых ограничений для территории России; а также крайний срок начала применения Соглашения об адаптации ДОВСЕ – 1 июля 2008 года. 

Однако все было напрасно, и конференция не согласовала даже итогового документа. В результате Москва прекратила выполнять положения ДОВСЕ, хоть и оставалась его участником. 

Фактически о договоре все забыли до начала СВО на Украине. А потом – посыпалось. Учитывая поставки странами НАТО оружия ВСУ, в 2023 году Россия окончательно денонсировала свое участие в Договоре и связанных с ним соглашениях. О приостановлении действия ДОВСЕ в том же году заявили Великобритания, Германия и США. В 2024 году это сделали Белоруссия, Венгрия, Молдавия, Польша и Турция, а теперь – Украина.

Как бы парадоксально это ни звучало, но, когда Россия в 2023 году вышла из договора, на сайте НАТО было опубликовано заявление: «Хотя мы признаем роль ДОВСЕ как краеугольного камня системы евроатлантической безопасности, ситуация, в которой государства — участники НАТО соблюдают договор, а Россия — нет, будет неприемлемой». 

Хотя, на самом деле, именно страны НАТО в течение последних 25 лет упорно отказывались от адаптации ДОВСЕ к новой мировой ситуации, считая, что вхождение бывших стран ОВД и даже республик бывшего СССР в состав НАТО ничего не меняет в отношениях с Россией. Нагнетая при этом антироссийскую истерию и увеличивая военные расходы.

Можно сказать, что на сегодня мертворожденный ДОВСЕ окончательно потерял весь смысл своего бесполезного существования и окончательно превратился в филькину грамоту, не отвечающую современным реалиям.

Подтверждением этого является тот факт, что ни один российский или украинский эксперт никак не прокомментировал заявление украинского МИД. Переиначивая народную поговорку, остается сказать: «Помер ДОВСЕ – и хрен с ним!» 

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы