В Германии пытаются спасти свою промышленность, снижая тарифы на электроэнергию

Зрелище будет увлекательным, но недолгим

Правительство Германии приняло решение субсидировать оплату за электроэнергию для предприятий тяжёлой индустрии, установив с 2026 по 2028 год предельную стоимость на уровне около 5 евроцентов за киловатт-час, чтобы не допустить упадка немецкой промышленности на фоне взвинченных цен на энергоносители в Европе, как сообщает портал OilPrice

Канцлер Фридрих Мерц заявил, что партнёры по правящей коалиции в Берлине пришли к соглашению после нескольких месяцев дебатов и что переговоры с Еврокомиссией об утверждении субсидий «в основном завершены». Субсидии будут направлены энергоёмким отраслям, таким как сталелитейная, химическая и автомобильная промышленность. Представители этих отраслей неоднократно заявляли, что не могут конкурировать на мировом рынке, поскольку затраты на электроэнергию почти вдвое превышают затраты в США.

Энергетический рынок Германии является крупнейшим в Европе: ежегодно он потребляет около 500 тераватт-часов и в последнее время он испытывает серьёзное давление.

После энергетического кризиса 2022 года, вызванного отказом от российских энергоносителей, цены на электроэнергию резко выросли, поскольку возобновляемые источники энергии не справлялись с обеспечением нужд страны, а производство электроэнергии на газовых электростанциях достигло самого высокого уровня с 2021 года. Низкая скорость ветра, слабая выработка гидроэлектроэнергии и устаревшая энергетическая инфраструктура энергосистемы вынудили Германию сжигать больше природного газа и угля.

«Такая динамика сделала энергетическую безопасность центральным политическим вопросом. Прогнозы о холодной зиме уже привели к тому, что фьючерсы на электроэнергию в Германии приблизились к отметке 100 евро за мегаватт/час, что вновь вызвало общественный гнев по поводу конкурентоспособности промышленности и доступности электроэнергии для населения… Отраслевые группы заявляют, что временная субсидия необходима для того, чтобы производство не переместилось за границу… Для промышленного центра Европы цена на электроэнергию стала ценой выживания», – отмечает OilPrice.

Министр финансов Германии Ларс Клингбайль заявил, что субсидирование промышленности обойдется государству в 2026 году в три-пять миллиардов евро, которые будут профинансированы из Фонда климата и трансформации страны. Кроме того, Министерство финансов планирует увеличить в следующем году финансирование компенсации цен на электроэнергию на один миллиард евро по сравнению с первоначальным проектом Кабинета министров, чтобы больше компаний могли воспользоваться этой выгодой.

Хотя энергоемкие компании страны уже пользуются освобождением от некоторых налогов и сборов, оптовая цена на электроэнергию продолжает оставаться значительно выше, чем до энергетического кризиса, вызванного отказом от российского нефтегаза.

Промышленная ассоциация BDI призвала Евросоюз предоставить правительству Германии «достаточную свободу действий» в установлении цен на промышленную электроэнергию, чтобы оно снизило затраты для как можно большего числа энергоёмких компаний. 

«В то же время другим компаниям также должен быть предоставлен доступ к компенсации цен на электроэнергию», — заявила лоббистская группа.

Ассоциация муниципальных коммунальных предприятий VKU также приветствовала введение цен на электроэнергию для промышленности, но раскритиковала тот факт, что многие малые предприятия не получат от этого выгоды, хотя также встречаются с конкуренцией на мировых рынках.

Парламент Германии также одобрил план правительства по выплате четырём крупнейшим операторам электросетей страны субсидии в размере 6,5 млрд евро из Фонда климатических преобразований и трансформации (KTF) в 2026 году для снижения платы за электроэнергию и облегчения положения частных домохозяйств и предприятий. 

Правительство заявило, что общий объём субсидий на энергоносители для всех потребителей составит 10 млрд евро в 2026 году.

Все эти авральные меры нужно было предпринимать уже вчера, и не факт, что они помогут.

Из-за резкого роста цен на энергоносители и потока импортной китайской продукции по сниженным ценам сталелитейная промышленность Германии уже несколько лет находится в глубоком кризисе.

В последнее время производство стали в Германии сократилось на 10–15 процентов по сравнению с уровнем 2022 года.

Все большее число сталелитейных заводов в стране консервируются: по данным аналитического центра Agora Industrie, в 2024 году четверть из них были временно закрыты.

Тем временем традиционные гиганты отрасли скатываются в кризис. Thyssenkrupp планирует сократить около трети персонала своего сталелитейного подразделения и сократить производство примерно на 30% к 2030 году.

Канцлер Мерц заявил, что «без эффективного снижения цен на электроэнергию эта отрасль не будет жизнеспособной».

Потеря собственного сталелитейного производства может обойтись Германии до €50 млрд в год. Об этом свидетельствует исследование экономистов Университета Мангейма.

Аналитики предупреждают, что экономика Германии будет крайне уязвимой в случае глобального стального кризиса, если предприятия страны закроются или перенесут производство за границу.

По их расчетам, в ситуации, когда крупные экспортеры стали, в частности Китай, сократят поставки в Европу из-за геополитических конфликтов или проблем с цепочками поставок, цены на сталь для немецких потребителей резко повысятся.

Это приведет к удорожанию продукции в таких отраслях, как строительство, машиностроение, металлургия и автомобилестроение.

«Рост расходов сократит производство и создание добавленной стоимости в этих секторах», – отметили авторы отчета Том Кребс и Патрик Качмарчик.

Немецкая химическая промышленность переживает один из самых тяжелых периодов за последние десятилетия. По данным Мюнхенского института экономических исследований (Ifo), объем заказов в отрасли достиг самого низкого уровня более чем за 30 лет. 

Результаты октябрьского бизнес-индекса демонстрируют стремительное ухудшение настроений: показатель делового климата упал с минус 12,0 пункта в сентябре до минус 19,4 пункта в октябре. Особенно тревожит оценка заказов, которая рухнула до минус 68,9 пункта — минимального значения за три десятилетия.

Химические компании оказываются зажатыми между растущими производственными затратами и падением продажных цен. В то же время спрос на их продукцию продолжает снижаться как на внутреннем, так и на внешних рынках. 

«Комбинация снижения конкурентоспособности, падения цен при высоких издержках и ослабления заказов вынуждает предприятия сокращать инвестиции и персонал», — объяснила журналу Der Spiegel эксперт института Анна Вольф.

Ситуация обостряется и в отношении перспектив. Индикатор ожиданий на ближайшие месяцы снизился с минус 3,7 до минус 13,3 пункта, отражая растущий пессимизм компаний. По словам Вольф, «меры поддержки, предпринятые федеральным правительством, недостаточны, чтобы переломить негативную тенденцию в текущих экономических условиях».

Немецкие производители все чаще сталкиваются с давлением со стороны иностранных конкурентов. Чтобы сохранить клиентов, компании вынуждены снижать цены, однако это лишь усугубляет проблемы с прибыльностью. Индикатор Ifo, отражающий планы предприятий по изменению цен, ушел в глубокий минус, указывая на общее падение ценовых ожиданий в секторе.

Одновременно спрос остается слабым. Экспортеры не рассчитывают на новые заказы и признают, что мировой рынок в данный момент не дает поводов для оптимизма. Коэффициент загрузки производственных мощностей упал до 71% — значительно ниже среднего уровня за последние десять лет (81%).

Наряду с экономическими трудностями химическая отрасль Германии сталкивается с растущим административным давлением. Как отмечает генеральный директор Союза химической промышленности (VCI) Вольфганг Гроссе Энтруп, «бюрократический инфаркт уже близок». По его словам, компании задыхаются под натиском бесконечных отчетов, форм и требований со стороны Берлина и Брюсселя.

«В экономике кончается терпение», – подчеркнул Энтруп. Он отметил, что поток регуляций и бюрократических процедур стал для предприятий более обременительным, чем даже высокие цены на энергию или налоги.

По мнению аналитиков Ifo, если тенденция не изменится, Германия рискует потерять одну из ключевых отраслей своей промышленности. Химическая индустрия – основа многих производственных цепочек, от фармацевтики до машиностроения, – сегодня нуждается не только в экономических стимулах, но и в ослаблении административных ограничений.

«Восстановление возможно лишь при условии снижения издержек, повышения конкурентоспособности и радикального упрощения регуляторных процедур. Без этого, предупреждают эксперты, отрасль может войти в затяжную рецессию, последствия которой будут ощущаться далеко за пределами Германии», – отмечает Der Spiegel.

В кризисном состоянии и немецкий автопром.

«Продажи электромобилей падают, китайские конкуренты усиливают давление, а в отрасли растут тревога и увольнения. Когда-то Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz задавали тон в технологиях и престижности бренда, но теперь они отстают от китайских компаний – таких как BYD и Nio – в разработке программного обеспечения и производстве электромобилей. Китайцы активно выходят на европейский рынок, предлагая более дешевые и технологичные модели. Удар по немецкому экспорту наносит и протекционистская политика президента США Дональда Трампа»,отмечает немецкий журнал Focus

В первом полугодии 2025 года чистая прибыль Mercedes-Benz сократилась на 56% и составила 2,7 миллиарда евро, операционная прибыль Volkswagen упала на треть – до 6,7 миллиарда евро, а прибыль до налогообложения BMW снизилась на 29% – до 4,02 миллиарда евро.

По данным Eurostat, экспорт европейских автомобилей в Китай, основу которого составляют поставки из Германии, за тот же период рухнул на 42%, а в США – на 13,6%.

С июня 2024 по июнь 2025 года немецкий автомобильный сектор потерял около 6,7% персонала – почти 52 тысячи рабочих мест, включая смежные отрасли. Почти половина опрошенных предприятий Союза автопрома (VDA) оценила свою текущую ситуацию как «плохую» или «очень плохую».

Две трети поставщиков признались, что сокращают персонал, а около 80% компаний переносят или откладывают инвестиции, чаще всего за рубеж. Почти никто не планирует новых наймов, поскольку улучшения рыночной конъюнктуры в ближайшее время не ожидается

Помогут ли субсидии правительства Германии ключевым отраслям немецкой промышленности?

«Отраслевые группы заявляют, что временная субсидия необходима для того, чтобы производство не переместилось за границу. Однако критики предупреждают, что это лишь маскирует более глубокие структурные проблемы – стареющую инфраструктуру, медленную выдачу разрешений и ненадёжность возобновляемых источников энергии, – из-за которых Германия зависит от ископаемого топлива, несмотря на амбициозные цели в области климата», – отмечает OilPrice. 

В Берлине надеются, что трёхлетний льготный период даст время для расширения пропускной способности энергетических сетей и добавления гибких генерирующих мощностей, но исторически только дешевые российские энергоносители тянули развитие германской индустрии, давая налоговые поступления в бюджет.

Теперь берлинские политики хотят поставить телегу впереди лошади, чтобы телега начала тащить сдохшую клячу.

Зрелище будет увлекательным, но недолгим.