В КНДР всё стабильно, как и всегда

80 лет со дня освобождения Кореи: стабильное правление на Севере и учащающаяся смена власти на Юге

Конец колониального правления Японии на Корейском полуострове Северная и Южная Корея долгие десятилетия отмечают в один день – 15 августа

Как ни странно, но, несмотря на антагонизм в отношениях, существующий между двумя Кореями, обе страны – Северная (КНДР) и Южная (РК) одновременно празднуют День освобождения Кореи почти с самого начала их создания.

Выбор даты объясняется тем, что 15 августа 1945 года император Хирохито объявил о капитуляции Японии, колонией которой была вся Корея с 1910 года. Однако сам государственный праздник появился лишь четыре года спустя после образования РК (15 августа 1948 года) и КНДР (9 сентября 1948 года).

На Севере он официально называется День освобождения Родины, а на Юге – Праздник возвращения света, но в обеих странах его считают Днем освобождения Кореи.

Несмотря на то что Корейский полуостров 80 лет назад стал свободным, после того как на Потсдамской конференции лета 1945 года Москва и Вашингтон договорились о разделе сфер влияния на полуострове, геополитическое противостояние между СССР и США вылилось в создание двух отдельных стран.

Согласно указанному соглашению до создания единого Корейского государства, ответственность за разоружение японской армии южнее 38 параллели переходила США, а севернее 38 параллели – Советскому Союзу.

За три года после окончания Второй мировой войны стало очевидно, что ни одна сторона не намерена уступать контроль над полуостровом. Поэтому США пошли на создание Республики Корея с правительством в Сеуле, а СССР – Корейской Народно-Демократической Республики с правительством в Пхеньяне. Оба государства утверждали, что их столицей является Сеул (для КНДР по Конституции в редакции 1948 года – незаконно оккупированный) и они являются единственным законным правительством Кореи.

Такое противостояние вылилось в Корейскую войну 1950-53 годов, завершившуюся перемирием, а не мирным договором. Важно то, что эта война формально так и не закончилась. Нет, конечно, боевые действия давно не ведутся, но послевоенное перемирие было довольно условным, потому что подписано лишь военными представителями КНДР (вместе с поддерживающей ее Армией китайских народных добровольцев) и США. Подписи представителя РК на документе не было и нет.

Лишь в 1991 году КНДР и РК при посредничестве ООН подписали Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах. В нём два корейских государства фактически признали суверенитет и самостоятельность друг друга, обязались не вмешиваться во внутриполитические дела друг друга, не предпринимать в отношении друг друга враждебных действий и уважать социально-экономические системы друг друга. 

Тем не менее оба эти документа были позднее дезавуированы в 2010-х годах из-за роста межкорейской напряженности и международных санкций, наложенных на Пхеньян после запуска спутника, который США посчитали испытанием межконтинентальной баллистической ракеты.

На протяжении всех 80 лет после освобождения Корейского полуострова КНДР и РК шли разными путями, но у Северной Кореи за весь период с начала  ее существования было лишь три руководителя: Ким Ир Сен (с образования КНДР в 1948 году по 1994 год), Ким Чен Ир (с 1994 по 2011 год) и Ким Чен Ын (с 2011 года по настоящее время).

А вот у Южной Кореи у власти находится уже 14-й президент за тот же срок. Это если не считать еще 12 исполняющих обязанности президента в период рассмотрения дел об импичменте и подготовки к выборам.

Если кто-то скажет, что в Северной Корее сплошная семейственность лидеров, а в Южной – демократия, то это не совсем верно. Ведь одиннадцатый президент Пак Кын Хе – дочь третьего президента Пак Чон Хи (это даже если не вспоминать про американских президентов Джорджей Бушей старшего и младшего в образце демократии  США).

Смена власти в Сеуле в последние годы становится все более частой, чем даже это предусмотрено Конституцией страны. Только за последние девять месяцев в Южной Корее было три и. о. президента, которые руководили страной между двумя президентами: Юн Сок Ёлем, подвергнутым импичменту в декабре 2024 года, и Ли Чже Мёном, избранным в июне этого года. Причем одному из этих и. о. – бывшему премьеру Хан Док Су – парламент также объявлял импичмент.

Такая политическая чехарда в Сеуле превратилась в постоянную практику политической жизни страны, что вызывает не только удивление, но и, честно говоря, недоумение в других странах мира. Ведь практически каждый второй президент Южной Кореи обвиняется в преступлениях во время срока своих полномочий либо через какое-то время после их окончания.

Мало того. Все чаще следующим местом пребывания руководителя страны становится не частный дом под охраной телохранителей, а маленькая камера под охраной тюремщиков.

Эта тенденция началась еще с самого начала истории Республики Корея. Один из строителей южнокорейского государства и его первый президент Ли Сын Ман (в 1948-1960 годах) сбежал в США после вскрывшегося факта фальсификаций на президентских выборах 1960 года. Третий лидер Южной Кореи (в 1962-1979 годах) и автор «корейского экономического чуда» – Пак Чон Хи – получил пулю от своего ближайшего соратника.

Пятый и шестой президенты – Чон Ду Хван (1980-1988 годы) и Ро Де У (1988-1993 годы) отсидели в президентских креслах все положенные им сроки, но затем получили не менее внушительные сроки по делам о коррупции, а последний и вовсе был приговорен к смертной казни, которую однако заменили на пожизненное заключение.

Девятый президент Но Му Хен (2003-2008 годы) стал фигурантом коррупционного дела. Он был подвергнут импичменту через год после начала своих полномочий, но Конституционный суд не подтвердил решение парламента. В итоге чуть больше чем через год после окончания своего президентского срока из-за выдвинутых обвинений в коррупции он покончил жизнь самоубийством.

Одиннадцатая по счету и первая женщина-президент Южной Кореи Пак Кын Хе (2013-2017 годы) была отстранена от власти импичментом в конце 2016 года, а через месяц после окончания своего президентского срока арестована и позднее приговорена к 24 годам тюремного заключения.

Ну и последний в этом черном списке – предыдущий тринадцатый президент Юн Сок Ёль, подвергнутый импичменту за попытку узурпации власти. Он успел посидеть в тюрьме еще этой весной – в период срока своих президентских полномочий, от которых он был отстранен на время рассмотрения его дела Конституционным судом.

10 июля Юн Сок Ёля снова арестовали по обвинениям в превышении полномочий, злоупотреблении властью, воспрепятствовании работе должностных лиц и подделке официальных документов. Эти преступления уже привели его к импичменту, а теперь он должен ответить за них по всей строгости закона.

Вот только этим все не закончилось. 13 августа арестовали и его жену Ким Гон Хи по обвинениям в мошенничестве с акциями, получении взятки и вмешательстве в выборы. Прокуратура считает, что Ким заработала более 800 миллионов вон (около 577 тыс. долл. США), участвуя в манипуляциях с ценами на акции в 2009-2012 годах, получила взятку от религиозной организации в обмен на «деловые услуги», а также вмешалась в процесс выдвижения кандидатов на парламентских выборах 2024 года.

Таким образом, еще менее года назад самая влиятельная супружеская пара Южной Кореи сейчас сидит в камерах под следствием, и каждому из них грозят значительные сроки тюремного заключения.

Вся политическая история руководства Южной Кореи подтверждает, что оно либо не хотело налаживать отношения с Северной Кореей, либо не могло этого сделать из-за зависимости своей страны от США.

Накануне юбилейного празднования Дня освобождения Сеул заявил, что будет последовательно добиваться нормализации отношений с Пхеньяном. Однако Север назвал надежды Юга лишь несбыточными мечтами, потому что тому нужно будет занять решительную и долгосрочную позицию, чтобы превратить нынешнюю напряжённость в отношения доброй воли, а не постоянно следовать указаниям Запада, как это всегда происходит.

Грустно, что через 80 лет после освобождения Кореи ее жители остаются одним из самых больших разделенных народов мира. При этом руководство прозападной Южной Кореи большее время существования государства занималось коррупцией и получением личных выгод вместо шагов на объединение двух Корей в единое государство.