На фоне информационного шума вокруг саммита на Аляске почти незаметно идет масштабное наращивание Вооруженных сил США вокруг Мексики. Фактически под предлогом борьбы с тамошними наркокартелями Вашингтон существенно усиливает свое военное присутствие в водах Латинской Америки и Карибского бассейна.
В середине августа, только за несколько дней, по информации источников CNN в Пентагоне, туда были направлены несколько эсминцев, ракетный крейсер, разведывательный самолёт Boeing P-8 Poseidon, а также атомная субмарина! Интенсифицируется и воздушная активность. Дроны MQ-9 Reaper уже стали открыто залетать в воздушное пространство Мексики. Хотя ранее БПЛА из США было запрещено вести разведку в небе над территорией этой страны.
Переброску военных и техники ВС США осуществляют десантные корабли амфибийной группы «Иводзима» (USS Iwo Jima). В миссии участвует 22-я экспедиционная группа морской пехоты. Развертывание проводится в зоне ответственности Южного командования США (SOUTHCOM).
Суммарно в военной операции участвуют около 4 тысяч морпехов и моряков. К ним можно ещё добавить около 10 тысяч солдат, уже находящихся на южной границе США. В том числе там сейчас дислоцирована 101-я воздушно-десантная дивизия, которую вывели из Румынии. Такими темпами общая группировка войск, берущих в кольцо северные штаты Мексики, вскоре может превысить контингент Пентагона на Ближнем Востоке.
В самой Мексике особый интерес у военных США вызывает инфраструктура картеля La Familia, известного особой жестокостью и насилием. Он же поставляет крупные партии психоделиков на рынок США. Однако La Familia – далеко не самый большой наркосиндикат. Он раз в 20 меньше картеля Sinaloa, в котором насчитываются не менее 40-50 тысяч членов и который контролирует территорию сразу целого ряда приграничных мексиканских штатов – Сонора, Чиуауа, Коауила.
Все это происходит в ситуации, когда власти Мексики, и теневые, и официальные, и так имеют слишком прохладные отношения с США. Они вводят запрет импорт американского ГМО-зерна, торгуют в обход вашингтонских санкций с Кубой, ограничивают объёмы воды, поступающей фермерам в США... В свою очередь США, еще во времена предыдущей администрации Д. Байдена – на фоне дрейфа официального Мехико в сторону кооперации с Китаем – вовсю обвиняют Мексику в отходе от демократии и пытаются раскачивать там ситуацию (по линии финансируемых из Вашингтона НПО-НКО).
В декабре 2024 года, сразу же после переизбрания на пост президента, Д. Трамп предложил Мексике и Канаде войти в состав США. Соответствующее заявление он сделал в интервью NBC News. По словам Трампа, Соединенные Штаты субсидируют указанные страны на $300 миллиардов и $100 миллиардов соответственно: "Мы не должны этого делать. Почему мы субсидируем эти страны? Пусть станут новыми штатами".
New York Post: Трамп издаст указ о переименовании Мексиканского залива в залив Америки в первые же часы после инаугурации
Одним из первых действий новой администрации США в январе 2025 г. стало объявление режима чрезвычайной ситуации на границе с Мексикой. Вашингтон официально переименовал Мексиканский залив в «залив Америки» – об этом сообщил сайт министерства внутренних дел США. «Мы начинаем процесс возвращения миллионов и миллионов преступников туда, откуда они пришли», — заявил Д. Трамп, — США будут расширяться. Наши предки пересекали океаны, пустыни, мы покоряли огромные горы, мы покоряли космос, мы расщепляли атом. Нет ничего, что Америка не могла бы сделать".
Неудивительно, что после переизбрания Д. Трампа, с конца 2024 года, дипломатическая война и раскол между Вашингтоном и Мехико только обостряется и все сильнее распространяется на другие сферы, причем не только экономические.
В Мексике с негодованием восприняли угрозы Трампа ввести тарифы в 25% на весь импорт в США. По мнению мексиканцев, это ведет к коллапсу системы свободной торговли в Северной Америке, созданной 30 лет назад. При этом совокупный товарооборот США с Мексикой составил (на декабрь 2024 г.) колоссальные $850 млрд в год. По данным Bloomberg, Мексика с $476 млрд возглавляет топ 10 крупнейших импортеров в США. Именно в Мексике производятся 88% всех пикапов, так популярных у американских водителей.
Введение трамповских тарифов ведёт к инфляционному шоку сразу на многих рынках в США. Под ударом оказываются сразу более 400 тысяч рабочих мест в американском автопроме и смежных отраслях, которые могут попросту исчезнуть. Для Трампа угроза тарифов – рычаг в переговорах, посредством которого он требует от Мексики поддержки в разрешении миграционного кризиса, играющего на руку противникам трампистов и способствующего внутренней дестабилизации США (один из примеров: сообщение CBS News, что в конце марта в Нью-Мексико подожгли отделение Республиканской партии США). Еще одним таким рычагом становятся теперь и Вооружённые силы США, уже открыто грозящие мексиканцам ядерной дубиной у берегов Америки.
Нынешние власти США официально обвинили правительство Мексики в тайном союзе с наркокартелями уже в начале 2025 года. Судя по документам и заявлениям официальных лиц Вашингтона, активная подготовка к проведению специальной военной операции против наркокартелей на территории Мексики силами ВС США идет по меньшей мере с января!
Одна из «забавных» цитат из заявления вице-президента США Д. Вэнса: "Бедная, печальная Мексика. Международные наркокартели свободно действуют на ее территории, и Мексика ничего не может с этим поделать. Ожидать, что наш южный сосед с едва функционирующими правоохранительными органами [справится с наркокартелями самостоятельно], — это «детское, магическое» мышление»".
Сразу же почувствовавшая неладное президент Мексики спешно созвонилась в начале 2025 г. с Д. Трампом, после чего объявила, что США приостанавливают действие пошлин на мексиканские товары на месяц. Кроме того, сразу же стало известно, что Мексика разместит 10.000 военнослужащих Национальной гвардии на своей северной границе «для пресечения незаконного оборота наркотиков», в то время как США «обязуются пресекать контрабанду оружия в Мексику». Улучшению ситуации это почти никак не помогло.
В начале марта The Wall Street Journal сообщил со ссылкой на Пентагон: «США начнут войну в Мексике, если требования Трампа касаемо границы и наркотиков не будут выполнены». Глава Пентагона П. Хегсет в ходе переговоров с высшим военным руководством Мексики пригрозил «односторонними действиями» со стороны Вооруженных сил США, если мексиканские власти не разберутся со «сговором» между правительством страны и наркокартелями. По данным WSJ, разговор состоялся 31 января и стал первым официальным контактом нового главы Пентагона с военным командованием Мексики. Высшее руководство Мексики было «потрясено и возмущено» тоном Хегсета, так как «восприняло его слова как угрозу начала полномасштабных военных действий на территории страны».
Таким образом, о том, что Трамп может довести ситуацию с Мексикой до открытого военного конфликта, было ясно с момента его прихода в Белый дом. Новоизбранный президент США, по сути, изначально не скрывал, что в его планах устроить операцию по «декартелизации» с ударами по инфраструктуре криминальных синдикатов вдоль южной границы, через которую потоком поступают опиоиды, ежегодно убивающие по 100 тыс. американцев. С того же времени становится все более очевидным, что отношения США с Мексикой, и так очень напряжённые, испортятся окончательно. Воевать с мексиканцами и их картелями будет не так просто, как кажется кому-то в Пентагоне – они и так получают оружие со всего мира, включая уже и «Джавелины» с Украины.
Нынешняя операция Вашингтона в приграничье и прибрежных с Мексикой водах Латинской Америки и Карибского бассейна носит, по мнению CNN, прежде всего, демонстрационный характер и «призвана послать сигнал о готовности США к решительным действиям». Цитируемые журналистами чиновники заявляют, что дополнительные силы «направлены на устранение угроз национальной безопасности», исходящих от картелей. В ближайшее время их инфраструктура может подвергнуться ударам.
Официальные лица США подчеркивают: при необходимости президент Д. Трамп может использовать уже сосредоточенные у границ Мексики силы и ресурсы для прямых военных действий — такое количество различных средств поражения, включая ядерную субмарину, обеспечивает ему и командованию США «широкий выбор сценариев».
Вместе с тем Пентагон уже «выразил обеспокоенность» тем, что американские морпехи «не обучены проводить операции по пресечению наркотрафика». Это значит, что им придется во многом полагаться на береговую охрану. Вдобавок открытая война США с картелями, являющимися реальной властью на значительной территории Мексики, если она все же начнется, будет отъедать всё больше военных ресурсов, которые придётся выводить с других фронтов и территорий планеты, где пока еще присутствуют интервенты из США.
Кроме того, «перспективы» сухопутной войны против картелей могут превратить южную границу США в реальную зону боевых действий. Бороться с мексиканцами и властью картелей будет сложно. Особенно в условиях, когда они сами поднаторели в использовании БПЛА и могут попытаться превратить в территорию войны приграничье самих США.