В понедельник президент Беларуси А.Г. Лукашенко провёл встречу с членом Постоянного комитета Политбюро ЦК Компартии Китая Ли Си. Одной из основных тем переговоров стала ситуация с полным закрытием белорусско-польской границы, в результате которого оказался заблокирован в том числе транзит китайских грузов в ЕС.
По словам белорусского президента, закрытие Польшей границы с Беларусью является недружественным политическим шагом против Китая. «Я понимаю, что это, скорее всего, недружественный шаг поляков – политический, какой-то, наверное, имиджевый, как считают поляки, против КНР. Но нисколько не экономический. Поскольку такая империя, как Китай, запросто справится с этой проблемой. Но тема звучит», – сказал глава белорусского государства.
Польша полностью закрыла границу с Беларусью во время совместных с Россией учений «Запад – 2025», которые проходили на территории республики. Минск старался максимально смягчить международную напряжённость вокруг учений и даже объявил о том, что они пройдут на максимальном удалении от западных границ, а их общий объём будет сокращен. Кроме того, на учения были приглашены международные наблюдатели, в том числе наблюдатели от стран НАТО.
На Варшаву это, однако, не произвело должного впечатления, и она объявила о полном закрытии границы. При этом сроки возобновления пропуска пассажиров и грузов через границу польские власти называть отказываются. По их словам, граница будет открыта только тогда, когда будет полная уверенность в её полной безопасности и отсутствии угроз.
Очевидно, что предлог выглядит совершенно надуманным. Учения «Запад» являются регулярными, и столь же регулярно по их поводу в ЕС и НАТО происходит дежурная истерика, однако до полного перекрытия государственной границы дело дошло впервые.
Впрочем, этот шаг со стороны Варшавы нельзя назвать совершенно неожиданным. Превращение белорусско-польской и, шире, границы Беларуси со странами ЕС в своего рода позиционный фронт происходит уже несколько лет, и неотъемлемой частью этого процесса является постепенное сворачивание межгосударственных сообщений.
Ещё в 2023 г. Польша закрыла большую часть погранпереходов на границе с Беларусью. Из шести пропускных пунктов остались работать лишь два: Брест-Тересполь для пассажирского транспорта и Козловичи-Кукурыки – для грузового. Аналогичные меры предприняли Литва (здесь также из шести погранпереходов остались работать только два) и Латвия (из двух погранпереходов остался один).
Все эти меры объяснялись противодействием нелегальной миграции с территории Беларуси после того, как Минск вышел из соглашения по реадмиссии с ЕС в ответ на европейские санкции.
Общая деградация транспортных сообщений Беларуси с западными соседями продолжается. Этим летом Литва объявила о значительном сокращении автобусных рейсов в Беларусь, в Латвия – о полном закрытии регулярного автобусного сообщения с Беларусью и Россией.
Однако дальше всех пошла Польша, полностью перекрывшая границу. Причём под удар попали не только автомобильные перевозки, но и железнодорожные.
Железнодорожное пассажирское сообщение между Беларусью и Польшей прекратилось ещё в 2020 г. из-за пандемии COVID-19 и с тех пор не возобновлялось. Этой весной Белорусская железная дорога выступала с инициативой по возобновлению сообщений, но польская сторона её проигнорировала.
Однако контейнерные грузоперевозки до последнего времени шли вполне исправно. Более того, польские власти строили дополнительные терминалы в районе пограничной станции Малашевиче, чтобы увеличить пропускную способность.
Через белорусско-польскую границу проходит основной объём китайского контейнерного железнодорожного транзита в рамках инициативы «Один пояс – один путь».
Железнодорожный коридор из Китая в ЕС через Казахстан, Россию и Беларусь обеспечивал торговый оборот объемом примерно 25 млрд евро в год. По сути, он стал единственным и безальтернативным железнодорожным сухопутным маршрутом между Европой и Китаем. Единство таможенной территории и железнодорожной инфраструктуры на территории ЕАЭС, а также спокойная геополитическая обстановка на всём протяжении маршрута делали его более привлекательным по сравнению с любыми другими альтернативами.
Несмотря на начало СВО и обострение российско-европейских и белорусско-европейских отношений, коридор продолжал успешно функционировать, однако в ЕС, по всей видимости, решили пойти на дальнейшую эскалацию напряжённости, причем перекрытие контейнерного транзита действительно выглядит недружественной демонстрацией не только в отношении России и Беларуси, но и Китая.
По всей видимости, в Европе таким образом пытаются вбить клин между Пекином и его союзниками на постсоветском пространстве или принудить Китай надавить на Москву и Минск, в том числе в вопросах украинского урегулирования.
Чисто экономические последствия перекрытия евразийского железнодорожного транзита Польшей, скорее всего, будут достаточно ограниченными. Основной объём внешней торговли Китая по-прежнему обеспечивается морскими перевозками, поэтому пострадают в первую очередь интересы компаний-перевозчиков, в то время как бюджеты Казахстана, России, Беларуси и самой Польши недополучат выручку от транзита, что само по себе также не является критичным.
Однако с точки зрения имиджа Китая как восходящей сверхдержавы подобное поведение европейских «партнёров», безусловно, выглядит вызывающим. Поэтому визит Ли Си в Минск, по всей видимости, является первой ласточкой китайской дипломатической активности по урегулированию ситуации с транзитом через белорусско-польскую границу.
P.S. С полуночи 25 сентября Польша откроет-таки погранпереходы на границе с Беларусью. «Мы совместно с министром внутренних дел и администрации, который в ближайшее время издаст соответствующее распоряжение, приняли решение о возобновлении работы пограничных, железнодорожных и автомобильных переходов, которые были закрыты в связи с учениями "Запад"», – заявление премьер-министра Туска отдаёт демагогией, равно как и обещание снова закрыть переходы в случае, если «возрастёт напряжённость или усилится агрессивное поведение наших соседей». Ни для кого не секрет, что источником проблем в регионе выступают в первую очередь обуреваемые реваншизмом и не стремящиеся к добрососедским отношениям власти Варшавы.