Президент Турции Эрдоган и мэр Анкары Яваш

Турция: зачем Эрдоган решил снять с дистанции градоначальника Анкары?

Пытаясь оседлать предвыборную конъюнктуру, власти разыгрывают этноконфессиональную карту

Ведущая оппозиционная Народная республиканская партия (НРП) и в сентябре 2025 г. оставалась самой популярной в Турции, что даёт подходящий повод оценить реальную внутриполитическую обстановку в республике.

О популярности НРП свидетельствуют результаты 13 столь популярных анкетирований, практикуемых различными социологическими компаниями. Так, согласно подсчётам компании MD, в среднем рейтинг партии по стране составляет 32,2% (+0,1 %). 

На втором месте правящая Партия справедливости и развития (ПСР), которой отдают предпочтение 31,3% опрошенных (+0,3 %). Замыкает тройку «прокурдская» Партия равенства и демократии народов (DEM) c 9,1% голосов (+0,2 %). На четвертом месте – крайне правая Партия националистического движения (ПНД) с 7,8% (+0,2 %). Наконец, замыкает пятёрку националистическая Хорошая партия с 5,7% (-0,3 %).

Тем временем Генпрокуратура санкционировала расследование в отношении одного из виднейших лиц НРП – мэра Анкары Мансура Яваша. К слову сказать, явно неслучайно, что ранее глава оппозиционной партии Озгюр Озель заявил, что именно Яваш может стать кандидатом в президенты, в случае если мэр Стамбула Экрем Имамоглу будет оставаться под стражей либо же получит тюремный срок.

8 октября турецкий лидер Реджеп Эрдоган обвинил Яваша, не называя его имени, в «превращении Анкары в Кербелу» из-за отключения воды в некоторых районах турецкой столицы. Хотя хозяину Ак-Сарая ли не знать, что происшествие было вызвано неисправностью труб, по которым вода поступает с плотины Кесиккепрю в Анкару, а характер неисправности свидетельствует о многолетней проблеме, авторами которой явно были предшественники Яваша из пропрезидентской ПСР на постах мэров.

Что же касается расследования в отношении столичного градоначальника, то явно не по случайному совпадению оно началось или совпало с протестами НРП против ареста Имамоглу в Европе. Ак-Сараю явно пришлось сильно не по вкусу, что лидер оппозиции Озель провёл 12 октября в Брюсселе первый зарубежный митинг в рамках кампании по борьбе за освобождение из узилища соратника по партии, а также в рамках кампании по проведению в Турции досрочных выборов. 

В ходе своего выступления глава НРП среди прочего обвинил правящую партию в работе на президента Дональда Трампа. Следующий зарубежный митинг «народные республиканцы» предварительно наметили на декабрь 2025 г. в Германии, где проживает самая многочисленная община турок в Европе. 

Эрдоган даже не пытался скрыть своего раздражения относительно попыток оппонентов раскачать общественное мнение в Европе, что дает основание предполагать явно неслучайный характер всплеска живого интереса к деятельности Яваша. «Надо спросить председателя НРП. Неужели у вас нет ни капли самоуважения или хотя бы уважения к месту, которое ты занимаешь? Неужели ты не уважаешь даже свою идентичность как главной оппозиционной партии Турции? Неужели тебе не стыдно критиковать свою страну в присутствии иностранцев?» – кипел возмущением турецкий лидер, выступая перед сторонниками в причерноморском Трабзоне. 

Тем не менее Яваш как представитель НРП выступил в качестве фронтмена, отражая удар султана. «Каждая наша транзакция прозрачная, каждая копейка фиксируется. Для расследования не требуется разрешения. Я готов дать показать, если меня вызовут. Нам нечего скрывать, нечего колебаться, нечего утаивать».

Представитель НРП Денис Юджель в свою очередь подчеркнул, что расследование в отношении Яваша не имеет юридической силы, а имеет под собой ярко выраженную политическую подоплеку. По его словам, процесс наносит удар по воле избирателей Анкары, где шесть из десяти человек проголосовали за действующего главу города.

Вместе с тем, по мнению аналитика Мехмета Йылмаза, есть основания полагать, что расследование прокуратуры с прицелом на Яваша будет не столь стремительным, как в случае с Имамоглу, поскольку основная цель «копающих» под Яваша властей – связать процесс и его итоги по мере приближения досрочных выборов в 2027 г.

Разумеется, здесь прослеживается несложная политтехнологическая задумка властей – оставить оппозиционеров с кандидатом, который в итоге не сможет, будучи скомпрометированным, создать серьёзные проблемы действующему президенту. Ведь если властями будет проведена стремительная операция, аналогичная таковой против Имамоглу, но теперь уже против Яваша, НРП может успеть перегруппироваться. Вероятно, народные республиканцы смогли бы выдвинуть из своей среды нового кандидата, за которого проголосуют просто как за символ протеста.

При этом оппозиционная турецкая пресса выделяет как ключевую проблему возможность проведения свободных выборов, подразумевающих возможность любого желающего баллотироваться, в то время заблаговременная чистка кандидатов ставит и этот основополагающий принцип под сомнение. 

Кроме того, демократические выборы предполагают свободную агитацию. Сегодня же невозможно предугадать, постучит ли утром в вашу дверь полиция или жандармерия, и вовсе не случайно, что сегодня даже самая беззубая критика может быть расценена ревнивыми властями, как оскорбление и привести к тюремному заключению. Кроме того, для организации и проведения действительно свободных выборов не помешал бы надзор со стороны независимых судей, в то время как хорошо известно, что с принятием в 2017 году поправок к конституции судебная ветвь власти срослась с исполнительной.

Йылмаз призывает турецкий народ мужаться, готовясь к «более суровым мерам и беззаконию». По его словам, власти «причинят ещё много боли» и только выражением реальной солидарности гражданам удастся переломить внутриполитическую ситуацию в стране.

Действительно, ставки для Эрдогана и его системы настолько возросли, что и он, и его соправитель по правящей коалиции, лидер Партии националистического движения (МНР) Девлет Бахчели решили достать из рукава национально-религиозную карту с целью привлечь на сторону пропрезидентского «Народного альянса» как можно больше представителей других этнических и религиозных групп. 

Выступая недавно перед однопартийцами в парламенте, Бахчели сделал важное заявление, касающееся турецких алевитов, призвав сторонников ПНД признать джемеви местами поклонения: «Мечеть для нас так же важна, как джемеви. Мы должны уважать желание наших братье-алевитов считать джемеви местом поклонения».

Как известно, джемеви (cemevi) – это места собраний и поклонения для турецких алевитов, крупнейшего религиозного меньшинства в Турции (считается, что они составляют около 15-20% населения). Алевиты – условно шиитская синкретическая ветвь ислама с уникальными традициями, как семах (ритуальный танец) и джем (собрания). До недавнего времени власти не признавали джемеви официальными местами поклонения, как мечети. Джемеви рассматривались не более чем как «культурные центры», не заслуживающие в глазах Анкары финансирования и даже субсидий на ЖКХ. Тем временем алевиты, как и представители других многочисленных религиозных течений, систематически сталкивались с дискриминацией, а места их собраний периодически становились объектами нападений.

Кроме того, 10 октября Эрдоган подписал интересный закон, вносящий изменения в Положение о применении Закона № 2527, согласно которому иностранцы тюркского происхождения (Türk soylu yabancılar) могут работать в Турции без отдельного разрешения на работу, на равных с гражданами, в профессиях, ремёслах, госструктурах и частных компаниях. Вероятно, тем самым Ак-Сарай будет пытаться перетянуть у оппозиции симпатии колеблющихся избирателей, да вот только решить проблему с копившейся десятилетиями дискриминацией подобного рода подачками едва ли удастся. Лица, считающие себя угнетёнными, а особенно по групповому признаку, могут потребовать значительно больше. Но будет ли готов Эрдоган удовлетворить все требования в долгосрочной перспективе, вне контекста предвыборного популизма?

Что же касается экономической динамики, то она отмечена символическим событием, а именно: британская компания Lipton продает турецкие заводы по производству чая после 39 лет работы на рынке. Сделка охватывает предприятия в Пазаре и Фындыклы и вступит в силу после одобрения Антимонопольного ведомства Турции. Уход компании совпадает с общей тенденцией: в августе американская JDE Peet’s продала свой бренд Ofçay производителю Efor Çay. В то же время Турция остаётся мировым лидером по потреблению чая – около 245 млн чашек ежедневно, более 3 кг на человека в год. Разведение чая остаётся одним из ключевых источников дохода для причерноморских провинций.

Вероятно, внутриэкономический климат в Турции уже настолько неблагоприятен для старых западных партнеров (в т. ч. в части роста закупочных цен), что под угрозой оказываются даже традиционные для страны отрасли. О покупательной способности турецких потребителей, которым предстоит явиться на избирательные участки (не исключено, что это произойдёт досрочно), и говорить не приходится…

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться