В воскресенье 26 октября 2025 года на Украине должны были состояться местные выборы. Последний раз они проходили в конце октября 2020 года по всей территории страны, включая подконтрольные Киеву части Донбасса. На тот момент в стране была законно избранная в 2019 году центральная власть (президент и парламент), а также законно назначенное правительство и переизбранная в 2020 году местная власть.
Прошло пять лет, и ситуация кардинально изменилась. Зеленский потерял свою легитимность в мае, а Верховная рада – в августе 2024 года. Украинское правительство было переформатировано в июле 2025 года, а значит, оно тоже стало незаконным. А теперь ход дошел до местной власти. Ее пятилетние полномочия почти закончились, и с ноября этого года она также станет нелегитимной, как и вся украинская власть.
Сегодня можно сделать окончательный вывод: у власти на Украине находится нелегитимная хунта, которая управляет страной без законных на то полномочий. Причем на всех уровнях – сверху до низу.
При этом делается вид, что Конституция и законы соблюдаются, но на самом деле одни нарушения влекут за собой другие и потом они, как лавина, набирают скорость и объем, приводя к тому, что вся легитимность рушится и летит в тартарары, уничтожая закон и порядок.
Можно даже не вспоминать о том, что президентские полномочия Зеленского не могли быть продлены сверх конституционного срока в 5 лет, о чем прямо говорят основной закон страны и решение Конституционного суда Украины от 2014 года. И о том, что для Верховной рады, полномочия которой, согласно Конституции, сохраняются на период военного положения (ВП), участие Зеленского в процедуре его продления каждые три месяца сразу же делает ничтожными все принимаемые о ВП документы после мая 2024 года.
Соответственно, потеря полномочий Верховной радой лишает легитимности все принятые ею документы. Так же, как и решение от 8 октября о беспрерывности функционирования органов местного самоуправления.
Депутаты признали невозможность проведения местных выборов на Украине, а ответственность за это, как отметила представитель МИД РФ Мария Захарова, «бесцеремонно возложили, как всегда, на Россию».
Она также отметила, что «политическим прикрытием» для принятия такого решения послужило августовское заявление «Ассоциации городов Украины», в котором был сформулирован тезис о необходимости сохранения действующей политической конфигурации власти «на местах» в случае непроведения выборов.
Насколько обоснованным было решение Верховной рады?
С одной стороны, Конституция абсолютно не запрещает проводить выборы местной власти в период ВП. Единственным ограничением, на которое может сослаться власть, это ст. 64 гласящая: «В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 настоящей Конституции».
Статьи, касающиеся прав и свобод, на которые не могут быть наложены ограничения, перечислены не просто так. Дело в том, что «право участвовать в управлении государственными делами», а также «свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления» содержится в ст. 38 Конституции, которой нет в этих исключениях.
Вот только, даже если абстрагироваться от нелегитимности текущего состава Верховной рады, парламент не имеет права продлевать полномочия местной власти. Согласно ст. 141 Конституции, срок, на который избираются местные депутаты и руководство территориальной общины (села или города), «составляет пять лет». Ни о какой возможности продления полномочий местной власти (так же как для должности президента) в основном законе страны ничего не говорится.
С другой стороны, нужно отметить, что принятый в 2015 году закон «О военно-гражданских администрациях» (ВГА) указывает, что «в случае принятия Центральной избирательной комиссией решения о невозможности проведения выборов в соответствующие органы местного самоуправления» на их территории создаются ВГА, которые перенимают на себя полномочия местных органов власти.
Украинский ЦИК принял такое решение еще 28 июля 2025 года. Ссылаясь на «военную агрессию РФ» и «военное положение, во время которого никакие выборы не организуются и не проводятся», Комиссия «установила отсутствие обоснования для формирования нового состава территориальных избирательных комиссий» разных уровней, которые осуществляют подготовку и проведение местных выборов на Украине.
Таким образом, решение ЦИК и завершение срока полномочий местных органов власти создают условия для создания ВГА по всей территории Украины. И если центральная власть продолжает считать себя легитимной, то в ближайшее время она должна создать ВГА в каждой подконтрольной территориальной общине – области, городе, районе и селе.
Однако Зеленский принимает такое решение только тогда, когда ему это выгодно, например, как в ситуации с мэром Одессы Трухановым, которого он лишил украинского гражданства, что привело к отстранению от должности. Параллельно была создана Одесская ВГА, но и местная власть пока продолжила свое функционирование.
Почему же киевский режим не начал массовую замену местной власти на ВГА? По мнению бывшего депутата Верховной рады Олега Царева, на то есть несколько причин.
Во-первых, «тотальная ликвидация местного самоуправления в стране понизила бы и так крайне невысокий рейтинг власти».
При отстранении от власти местных мэров и назначении руководителей создаваемых ВГА внешняя оболочка украинской демократии моментально слетела бы и показала, что власть в стране захватила незаконная хунта, которой плевать на права граждан избирать и быть избранными.
Во-вторых, «в пропагандистском плане Киеву выгодно, чтобы местные советы тех населенных пунктов, которые давно стали Россией, продолжали работу».
Такой подход позволит утверждать, что эти города и села «все еще Украина», а также финансировать местные администрации, которые расположены на подконтрольной Киеву территории, но относятся к бывшим украинским, а ныне российским регионам. Несмотря на отсутствие объекта управления, эти структуры с удовольствием тратят бюджетные средства на только им известные цели.
В итоге, с какой стороны ни подойти к вопросу легитимности украинской власти, можно утверждать, что она абсолютно потеряна и требует полной перезагрузки, как и вся Украина.
В качестве информации к размышлению дополню, что на президентские выборы 2019 года пришли голосовать около 18,5 миллиона граждан, на парламентские – меньше 15 миллионов, а на местные выборы в 2020 году – 10,5 миллиона. Вопрос: сколько граждан придет на любые следующие выборы с учетом того, с какой скоростью хунта Зеленского уничтожает население Украины?