Запад продолжает размахивать перед носом у Белграда «морковкой», обещая принять страну в ЕС, но при условии отказа Сербии от сотрудничества с Россией. Об этом недвусмысленно заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на недавней пресс-конференции в Белграде с сербским президентом Александром Вучичем.

Запад против Сербии: кнутом и пряником

Европа требует от Белграда отказа от сотрудничества с Россией как условия приема ее в ЕС, а США грозят санкциями

Запад продолжает размахивать перед носом у Белграда «морковкой», обещая принять страну в ЕС, но при условии отказа Сербии от сотрудничества с Россией. Об этом недвусмысленно заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на недавней пресс-конференции в Белграде с сербским президентом Александром Вучичем. 

«Путь в ЕС, – предупредила фон дер Ляйен, – может быть долгим и требует усилий, в том числе реформ. <...> Но второй пункт на этом пути – нам необходимо добиться большей согласованности в нашей внешней политике, в том числе в отношении санкций против России».

Она поблагодарила Белград за то, что тот уже на 61 процент соответствует внешней политике Евросоюза, но подчеркнула, что требуется больше. «Мы хотим рассчитывать на Сербию как на надежного партнера», – заключила она. Вучич при этом согласно кивал и ответил, что вступление в ЕС – стратегическая цель и приоритет внешней политики Сербии. 

Хотя понятно, что эти посулы фон дер Ляйен – всего лишь гипотетическая «морковка». Поскольку в настоящее время пять стран Западных Балкан – Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Черногория и сама Сербия – имеют статус официальных кандидатов на вступление в ЕС. Заявку на присоединение подало также самопровозглашенное Косово. А такой статус кандидата – еще только начало длительного пути по вступлению в Евросоюз. Северная Македония стала кандидатом в 2005-м, Черногория – в 2010-м, а сама Сербия – в 2012-м. При этом Турция ждет членства уже более четверти века – с 1999 года. Последней на сегодня в ЕС вступила Хорватия– это произошло в 2013-м, процесс занял десять лет.

К тому же, размахивая перед Белградом «морковкой» в виде обещания принятия в ЕС, Запад нещадно лупит по ней и дубиной, пытаясь добиться замены правительства Вучича на более покладистых по отношению к Западу руководителей при помощи «цветной революции», активно поддерживая бурные уличные протесты против нынешнего президента Сербии.

Подключились к давлению на Белград и США, объявив о введении санкций против компании NIS («Нефтяная индустрия Сербии»), вынуждая его отказаться от импорта российского газа. Помимо прочего, США добиваются, чтобы компания NIS сказала «до свидания» русским бизнесменам, владеющим 45% акций. Ситуация привела к тому, как считают международные обозреватели, что Россия не спешит продлевать с Сербией контракт на поставки энергоносителей ещё на три года.

Президент Александр Вучич, как пишут, уже увидел в этом очень плохой сигнал. Он не исключил, что при национализации «Нефтяной индустрии Сербии» Россия попросту с 31 декабря перестанет осуществлять поставки: «Они хотят нам этим сказать, что если мы начнём национализировать «Нефтяную индустрию Сербии» (NIS), то они перекроют вентиль 31 декабря». 

По словам Вучича, Вашингтон пообещал снять введённые санкции, если Белград хотя бы устно даст обещание о национализации NIS. Вучич в ответ на это сказал, что сербы не привыкли воровать чужое, фактически отказавшись от заключения сделки с Трампом. По его словам, ситуация в энергетическом секторе остается сложной. 13 октября Вучич отметил, что провел с российской делегацией важные переговоры по вопросам NIS и энергетики в Сербии. «Я доволен открытостью, конструктивностью и искренностью разговора»,подчеркнул он. 

В Белграде, конечно, есть политики, которые в полной мере понимают все коварство действий Запада в отношении Сербии. Так председатель Сербского социалистического движения, бывший вице-президент Сербии и бывший директор сербской разведки Александр Вулин в недавнем интервью сербской газете Vecernje Novosti заявил, что «цветная революция в Сербии продолжается уже десять лет. Западные службы активно планируют разрушение нашего общества и ослабление сербских институтов, особенно структур внутренней безопасности». 

«Протесты, начавшиеся после 1 ноября 2024 года, на самом деле годами показывали, что западные службы делают с нами и что они для нас готовят. Нельзя отрицать, что западные службы безопасности эксплуатируют гнев, боль и отчаяние наших граждан в связи с трагической и ужасной гибелью людей в Нови-Саде, используя это для беспорядков и долгосрочной нестабильности, для ослабления Сербии, ее институтов и особенно ее структур безопасности. Но в таком случае мы должны признаться себе, что если западные службы активно работают над разрушением нашего общества, то мы не можем с такой уверенностью подходить к переговорам с политическими представителями ЕС и его важнейшими членами… Если западные службы причиняют нам вред, они делают это по приказу своих политических лидеров… Западные спецслужбы планируют разрушить и ослабить Сербию и делают это по приказу своих законно избранных политических лидеров. Я не знаю, что нам неясно, и не знаю, когда мы начнём действовать в соответствии с тем, что нам известно…» – отметил Александр Вулин.

Отвечая на вопрос, он указал, что «БРИКС – это огромная возможность для развития, ради которой мы не должны отказываться даже от продолжения нашего крайне неправильного европейского пути. Если мы хотим оставаться сербами и принимать решения самостоятельно, то нет другого пути, кроме как обратиться к тем, у кого нет стратегических интересов, противостоящих нам. После меня никто в правительстве не отвечает за отношения с БРИКС, и что-то мне подсказывает, что найти добровольца на эту должность будет непросто. Мы принимаем законы, открываем рынок, оправдываем себя, голосуя по совести, вводим санкции против Беларуси, страны, которая никогда не причиняла нам ни малейшей несправедливости. На нас давят за то, что мы не вводим санкции против России или за то, что у нас прекрасные отношения с Китаем… Альтернатива ЕС – это БРИКС и деньги с Востока, «Один пояс, один путь», а не ещё больше денег от ЕС, у которого свои проблемы. Не будем забывать, что члены ЕС взяли на себя обязательство перед Соединёнными Штатами увеличить свои военные расходы до пяти процентов от общего объёма» ВВП…». 

А 5 октября Вулин заявил, что «санкции США против российско-сербской "Нефтяной индустрии Сербии" (NIS) направлены на отъём российского имущества и ухудшение отношений Сербии и России. «Санкции в отношении NIS направлены не только на разграбление российской собственности, но их цель – чтобы это сделали сами сербы, чтобы Россия нам на это ответила, отношения России и Сербии необратимо испортились бы и впервые в истории эти два братских народа дошли до неприятельского уровня. В итоге Россия бы потеряла всякое влияние в Сербском мире, а Сербия бы осталась без поддержки РФ в ООН и на других форумах, и без экономических привилегий от доступа к общему рынку до самых низких цен на газ», – заявил Вулин.

Как сообщило 15 октября издание SeeNews со ссылкой на газету Vecernje Novosti, президент Александр Вучич предложил Москве сделку, которая предполагала выкуп Белградом российской доли в компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS). По ее данным, такое предложение прозвучало в ходе встречи сербского лидера с председателем правления «Газпром нефти» Александром Дюковым и заместителем министра энергетики России Павлом Сорокиным. Сербская сторона пообещала, что после стабилизации геополитической ситуации она вернет Москве эту долю. Однако, как утверждает сербское издание, «в России с этим предложением не согласились и дали понять, что хотели бы видеть в качестве покупателя какую-то третью сторону. Возможно, даже США».

Сейчас основные совладельцы NIS – «Газпром нефть» (44,85%) и власти Сербии (29,87%), еще 11,3% акций NIS принадлежат АО «Интэлидженс» (находится под управлением ООО «Газпром капитал»), где сосредоточены в том числе финансовые вложения группы «Газпром». В прямом владении ПАО «Газпром» находится одна акция NIS, у сербской компании также есть миноритарные акционеры.

Как известно, NIS – единственная в Сербии занимается разведкой и добычей углеводородов, ей также принадлежит крупный НПЗ в городе Панчево. Компания доминирует на рынке нефтепродуктов своей страны, сеть АЗС представлена также в Боснии и Герцеговине, Болгарии и Румынии, в сумме включая более 400 станций.

Таким образом, понятно, что требование США от сербов вывести под угрозой санкций из NIS российский капитал есть не что иное, как «газовая удавка» на шее у Белграда, при помощи которой они пытаются сделать его покорным. А обещание от фон дер Ляйен насчет «морковки» в виде гипотетического вступления ЕС – атака на Белград уже со стороны Европы. Сможет ли Вучич выдержать этот бешеный натиск Запада?

Но и Россия оказалась в непростой ситуации в отношениях с дружественной Сербией. Ведь недавно прозвучали обвинения в поставках сербским ВПК снарядов Киеву. Вучич, конечно, обещал разобраться и прекратить. Ясно пока одно: Сербии предлагается перейти на сторону Запада полностью, в том числе и экономически. Покупайте газ у Америки, говорит Дональд Трамп, и все будет хорошо. И Евросоюз в лице фон дер Ляйен предлагает определяться. Вы же хотите вступить в ЕС, значит, нужно выполнять определенные требования.

На этом фоне Вучич заявляет, что Сербия не ведёт переговоры с потенциальным покупателем, потому что не является собственником NIS. «Я тысячу раз говорил: мы не коммунисты. Мы ждем, когда собственник, если санкции сохранятся (а есть все шансы, что они сохранятся), договорится с кем угодно. Как мы видели на переговорах с россиянами, ситуация непростая. Обнадеживает то, что они поняли, что мы не можем позволить себе угрозу энергетическому рынку и нехватку поставок», – высказался сербский президент. 

Ранее после переговоров с российской стороной Вучич заверил граждан Сербии, что в стране не будет дефицита нефти или какого-либо серьезного энергетического кризиса. «Наши российские друзья поняли наше послание, мы поняли их интересы, и мы сделаем все необходимое с точки зрения тактики и стратегии», сказал он в обращении в соцсети. 

Как сообщается, экспорт нефти в Сербию увеличила венгерская энергетическая компания MOL. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто указал, что MOL не может полностью обеспечить объемы, нужные Сербии, однако компания продолжит наращивать поставки, чтобы помочь. 

Но это временное решение. Вучичу действительно следует, наконец, определиться: все равно долго усидеть на двух стульях не удастся. 

Другие материалы