Карибский регион – вызов доллару США вполне предметный

Региональная интеграция в рамках CARICOM обретает новые грани

Директора центральных банков таможенно-экономического блока КАРИКОМ, созданного в середине 1960-х годов и ныне объединяющего 16 стран и территорий Карибского региона (1), в конце мая с. г. договорились активнее продвигать платформу CARICOM-CAPPS для мгновенных взаиморасчётов на основе местной валюты – восточнокарибского доллара, чтобы уменьшить свою зависимость от американского доллара. Пилотный проект уже успешно завершил трансграничную транзакцию весной с. г. между Багамами и Барбадосом. В сентябре-октябре успешно реализованы аналогичные проекты с использованием гурда Гаити, флорина Нидерландских Антильских (южно-карибских) островов и восточно-карибского доллара. 

Нестабильность торговой политики США заставляет и карибские страны сокращать использование долларов США во внутрирегиональных торговых операциях и внешнеэкономических расчётах, стремясь уменьшить свою зависимость от американского финансового доминирования нарастающей нестабильности мировой торговли. Эту тенденцию усилило в 2025 г. введение Вашингтоном почти запретительных 38-процентных ввозных пошлин в отношении Гайаны – одной из наиболее экономически весомых стран сообщества.

В итоге доля восточнокарибского доллара во внешнеэкономических расчетах англоязычных стран и территорий CARICOM (таковых большинство в этом блоке) к середине 2025 года увеличилась почти до 35 % против примерно 20 % во второй половине 2010-х годов.

В ходе 64-го полугодового совещания в Бриджтауне (столица Барбадоса) в конце мая с. г. глав центробанков стран и территорий CARICOM было официально объявлено, что данная организация «будет расширять свои усилия по снижению использования доллара США для расчётов внутри блока. Вместо использования традиционных финансовых инструментов блок в настоящее время тестирует платформу, которая позволяет осуществлять мгновенные платежи с использованием местных валют стран и территорий-участниц».

Главы центробанков согласились расширить пилотный проект, подключив к нему новые финансовые регуляторы региона. Это поможет продолжать развивать необходимые механизмы, чтобы в будущем полагаться на эту систему.

Система платежей и расчетов CARICOM-CAPPS имитирует аналогичную по названию и целеполаганию действующую с января 2022 г. Панафриканскую систему платежей и расчетов (PAPPS), «позволяя, – как отмечено к коммюнике упомянутого совещания, – торговле идти плавно, поскольку система оперативно обрабатывает межнациональные валютные обмены и платежи в реальном времени. Это означает, что торговцы могут покупать оперативно товары в странах блока за свои местные валюты, устраняя инвалютные и смежные барьеры».

Тем самым и цены на взаимно поставляемые товары пересчитываются в местные валюты, что укрепляет антидолларовую составляющую региональной торговли.

В случае успешного внедрения во всех странах Карибского бассейна эта система позволит оплачивать товары и услуги напрямую в валютах участников CARICOM, а не в третьей валюте (например, в долларе США). Такая система снизит транзакционные издержки, минимизирует необходимость наличия значительных инвалютных резервов, способствуя более бесперебойной внутрирегиональной торговле и расширению ее ассортимента.

Ранее, в 2002 году, CARICOM начал предпринимать шаги к созданию единой экономической структуры в виде Карибского единого рынка. (2) Экономическая интеграция направлена на устранение оставшихся тарифных барьеров и совместное решение проблем, с которыми сталкиваются малые карибские экономики при конкуренции на мировом рынке. Параллельная же политика блока, как было упомянуто выше, нацелена на формирование региональной антидолларовой финансовой платформы.

Нужно также отметить, что CARICOM изначально выступает за отмену санкций США против Кубы, за демилитаризацию Карибского бассейна, за оказание международной экономической и гуманитарной помощи Республике Гаити. Вдобавок CARICOM не участвует в санкциях Запада против России и Белоруссии, причем почти все страны и территории альянса способствуют преодолению санкционного режима коллективного Запада. Вопреки прессингу со стороны Белого дома с 2000 г. между CARICOM и Кубой действует зона свободной торговли; де-факто такая зона с середины 2000-х действует между Венесуэлой и соседними странами / территориями, участвующими в CARICOM. С 2026-27 гг. планируется аналогичная зона с Никарагуа, Гватемалой и Доминиканской Республикой. Кроме того, совместно с Мексикой и Гватемалой CARICOM реализует с 2024 г. первый трансрегиональный железнодорожный проект протяжённостью примерно в 360 км, соединяющий юго-восток Мексики и центральную Гватемалу с портами входящего в CARICOM Белиза (Белиз, Корозаль, Пунта-Горда). Проект запланировано ввести в действие во втором полугодии 2028 г. Наконец, буквально на днях CARICOM и Колумбия успешно завершили третий раунд переговоров о расширении льготного доступа к рынкам в рамках Соглашения о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве (TECA). Другой важной целью Карибского сообщества является создание единого торгового пространства, и даже там, где сильно культурно-идеологическое влияние Америки, например на Бермудских островах, всё чаще задумываются о преимуществах более тесной региональной интеграции, предполагающей в том числе движение к общему рынку труда и свободы передвижения. В начале октября Барбадос, Белиз, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины сделали шаг навстречу режиму «полного свободного передвижения». Предполагаемая схема трансграничного движения рабочей силы заслуживает внимания, учитывая недавнее ужесточение пограничного контроля в США и в некоторых других странах Западного полушария от Аргентины до Чили. При президенте Байдене Вашингтон оказывал финансовую поддержку странам региона с тем, чтобы они могли принимать мигрантов, однако его преемник существенно сократил эту помощь.

Испытывая явные затруднения в процессе трансформации Карибского моря в сугубо «внутреннее море» США, в Белом доме не могут не учитывать всё более консолидированную политику Карибского сообщества. Косвенно, если не впрямую устремлениям адептов «доктрины Монро XXI века» не способствует и фактическое присутствие в CARICOM Великобритании, Нидерландов и Франции.

Примечания

(1) В Карибское сообщество (CARICOM) входят Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гаити, Гайана, Гренада, Доминика, британский о. Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго и Ямайка. Ассоциированные члены: британские Бермудские острова, Британские (восточные) Виргинские острова, британские Ангилья, о-ва Каймановы, Тёркс и Кайкос, автономные от Нидерландов о-ва Аруба и группа Кюрасао (о-ва Кюрасао, Бонайре, Сен-Мартен, Новый Амстердам, Саба, Синт-Эстатиус), восточнокарибский о. Мартиника (Франция).

(2) В начале 2000-х годов в сообществе имел хождение проект пропорциональных взносов в нацвалютах в общий валютный пул всех стран КАРИКОМ (кроме британского фунта и евро) для взаиморасчетов по спецкурсу взаимной конвертации. По некоторым данным, такие взаиморасчеты проводились до середины 2010-х (включительно), новой информации по использованию этой схемы нет, однако о ней могут и вспомнить.