В Карибском море нагнетается ситуация. В распоряжение Южного командования США из Средиземного моря прибыла авианосная группа. В Сальвадоре были замечены три военно-транспортных самолета США и военнослужащие этой страны. А госсекретарь США Марко Рубио в очередной раз назвал руководство Венесуэлы «нарко-террористами». Накануне министерством войны США было потоплено еще две лодки. Правда, это произошло уже в Тихоокеанском бассейне – там, где в США идет реальный наркотрафик из Эквадора и Колумбии.
Если учитывать исторические прецеденты агрессии США, можно сделать вывод, что запланирована очередная военная авантюра. Даже несмотря на то, что она будет незаконной по многим показателям. Кстати, на это уже указали ближайшие партнеры США по НАТО – Британия, Франция и Канада, а Лондон даже перестал передавать Вашингтону разведданные, внеся очередной раскол в трансатлантические отношения и по линии разведсообщества «Пять глаз». Рубио довольно нервно отреагировал на подобные заявления, сказав, что «не ЕС решать, что такое международное право». В этом администрация Трампа явно напоминает действия неоконсерваторов при Джордже Буше-младшем, которые использовали ложные сведения для атаки на Ирак и последующей оккупации этой страны и Афганистана.

Среди других факторов, свидетельствующих о подготовке агрессии, является присутствие американских войск в Сальвадоре, которые и раньше использовали территорию этой станы для оккупации Гватемалы и операций против Кубы и Никарагуа; иранский генерал Солеймани был убит на территории Ирака, обладая дипломатическим иммунитетом, что является явным нарушением норм международного права; США на последнем этапе поддержали Израиль в войне против Ирана и нанесли удары по его территории; предыдущие заявления администрации Трампа о выборе целей на территории Венесуэлы.
К тому же Дональд Трамп демонстрирует явную политическую шизофрению в украинском вопросе. С другой стороны, его непредсказуемость может трактоваться и как возможный отказ в будущем от проведения операции против Венесуэлы (это может быть подано как миротворческие усилия со стороны США).
В пользу этой версии можно привести и другие обстоятельства: последние переговоры Трампа с Си Цзиньпином (а у Китая в Венесуэле есть значительные активы и оттуда они получают большие объемы нефти); недавнее прибытие из России военно-транспортного самолета с грузом; поддержка Венесуэлы со стороны соседних Колумбии и Бразилии; внутренняя оппозиция в США, включая группу высокопоставленных военных; рост цен на нефть при возможном конфликте, что не выгодно Вашингтону; готовность Венесуэлы дать отпор.
Последний фактор, пожалуй, является ключевым, поскольку подразумевает непосредственный ущерб для США как от военных действий, так и от косвенных, включая возможное использование Венесуэлой и дружественными странами своих прокси-акторов на территории США или в других местах.
11 ноября президент Венесуэлы Николас Мадуро подписал очередной Закон о Командовании по комплексной обороне страны, ранее одобренный Национальной ассамблеей. Он направлен на укрепление институциональной координации в области безопасности и обороны, консолидацию гражданско-военно-политической доктрины в качестве оперативного звена системы защиты территории. На практике речь идет о создании территориальных командований гражданско-военного типа и подразумевает процедуры использования материальных средств для защиты страны.
Этот подход не ограничивается военной сферой, поскольку он включает гражданское участие, территориальную разведку и межведомственное реагирование как часть архитектуры безопасности, адаптированной к новым формам международного давления, включая противодействие санкциям и информационно-психологическим операциям.
На данный момент в Венесуэле идет реализация плана «Независимость 200», который осуществляется в виде учений одновременно по всей стране. Его цель – оценить возможности развертывания, координации и тактического реагирования различных систем обороны в режиме реального времени.
В США в привычной им форме пытаются спрогнозировать конфликт на основе имеющихся данных о противоборствующих сторонах. Нежелательная в России организация из Вашингтона CSIS указывает на следующие показатели военной силы США в регионе:
2200 морских пехотинцев из 22-го экспедиционного корпуса морской пехоты;
10 самолетов F-35 в Пуэрто-Рико.
150 военнослужащих Сил специальных операций на судне Ocean Trader.
4500 членов экипажа на авианосце «Джеральд Форд» плюс 960 человек на кораблях сопровождения.
Около 170 ракет «Томагавк».
В отчете также приводятся данные об оперативной оценке боливарианских вооруженных сил, однако ряд сведений намеренно умалчивается. Например, нет упоминания о состоянии венесуэльских систем радиоэлектронной борьбы, которые могли бы повлиять на точность боеприпасов с GPS-наведением, таких как JDAMs. Нет сведений о маскировки критически важных объектов и рассредоточения командных центров, радаров и батарей ЗРК, хотя после опыта в Сирии, Иране и на Украине это само собой разумеется. Не говорится об уязвимости ВМС США, особенно авианосцев, перед лицом асимметричных угроз — противокорабельных ракет, морских беспилотников или интеллектуальных мин.
В целом CSIS предполагает неограниченное господство на море, как если бы у Венесуэлы не было собственного флота, авиации и других средств, позволяющих блокировать доступ в зону конфликта.
Упоминание корабля Ocean Trader указывает, что США более опираются на формат гибридной войны, а не на конвенциональный вооруженный конфликт. Ранее судно отслеживалось в Средиземном море и Индийском океане, а в сентябре 2025 г. оно было замечено вблизи Виргинских островов США. Аналитики полагают, что корабль все чаще используется в качестве мобильной платформы Сил специальных операций в районах, где США стремятся сохранять стратегическую гибкость без публичной эскалации.
Появление авианосца может свидетельствовать о попытках установить господство в воздухе, но также не подразумевает полномасштабного вторжения.
Венесуэла же одновременно демонстрирует асимметричные возможности (по очевидным причинам, что их вооруженные силы значительно уступают американским), но не раскрывает весь свой потенциал, выдерживая режим маскировки.