Жадность победила беззаконие: почему ЕС не согласовал Украине «репарационный кредит»

Европейцам не нравится, когда русофобия становится слишком дорогой

Еврокомиссия провалила кражу российских активов, но пока не сдаётся. Бюрократического прессинга со стороны евробюрократов не хватило для того, чтобы склонить членов ЕС к самоубийственному для их экономик решению. Но точку в этой истории пока ставить рано. 

Западные страны начали безосновательно замораживать российские активы в своих финансовых учреждениях на фоне начала специальной военной операции еще в 2022 году. Общая сумма незаконно удерживаемых средств оценивается примерно в 300 млрд долларов. Более двух третей этих активов находятся в Евросоюзе. Самым крупным держателем замороженных российских денег стал бельгийский депозитарий Euroclear.

Не возвращая Москве её средства, западные страны поставили себя в неоднозначное положение, ведь их действия прямо противоречат нормам международного права. Однако перейти к прямому хищению чужих денег они все же не решались — конечно, не из благородства. Чиновники и финансисты не хотели спровоцировать ответные действия российской стороны по отношению к своим национальным активам, а, кроме того, опасались за свою репутацию в глазах третьих стран, в частности ближневосточных монархий. Единственное, что позволили себе евробюрократы, — это передачу на нужды киевского режима процентов от использования денег на российских счетах. 

Однако, начиная с 2024 года, русофобское лобби в западном «экспертном сообществе» стало продвигать схему хищения суверенных активов РФ под видом предоставления киевскому режиму «репарационного кредита». Сначала в Брюсселе никто эту идею всерьез не воспринимал. Однако в 2025 году обстоятельства изменились. Администрация нового президента США Дональда Трампа свернула безвозмездную финансовую помощь Украине и переложила затраты на приобретение американского оружия для ВСУ на европейцев. В киевских финансах образовалась большая дыра и для того, чтобы ее «залатать», в Еврокомиссии заговорили о возможности «ссудить» Киеву российские деньги как будущие «репарации». Это заставило волноваться национальные правительства, в частности бельгийское. Дело в том, что Еврокомиссия — структура в известном смысле виртуальная и никаких своих ресурсов не имеет, поэтому ничем и не рискует. А вот взыскать средства с конкретных государств Россия может. 

Прессинг со стороны ЕК на власти Бельгии продолжался несколько месяцев. Евробюрократам почти удалось сломить сопротивление бельгийского правительства в конце ноября, когда премьер-министр Барт де Вевер подготовил «компромиссный» план: он якобы согласился передать в распоряжение Еврокомиссии российские активы при условии предоставления его стране юридических гарантий со стороны ЕК, наложения аналогичных обязательств на других членов Евросоюза и распределения правовых рисков на весь ЕС. 

Однако, по информации западных СМИ, практически сразу представители четырех входящих в Евросоюз государств заявили, что условия Бельгии не примут. А Европейский центробанк со своей стороны отказался предоставлять какие-либо гарантии для предоставления Украине «репарационного кредита». 

На этом фоне глава ЕК Урсула фон дер Ляйен демонстративно отказалась от поиска компромисса и стала пытаться «ломать через колено» как Бельгию, так и других членов Евросоюза. Она публично сказала, что использование активов РФ не требует компромисса всех стран ЕС и будет утверждаться «квалифицированным большинством голосов». Однако это оказалось блефом, ведь большая часть российских средств «заморожены» в национальной юрисдикции Бельгии, поэтому без согласия ее властей со средствами РФ ничего сделать нельзя. 

Бельгийское правительство несколько дней пыталось убедить Еврокомиссию найти компромисс и избегало острых углов. Министр иностранных дел Бельгии Максим Прево назвал «репарационный кредит» Украине плохим вариантом, но выходить из диалога с ЕК поначалу не стал.

«Вариант с репарационным займом является наихудшим из всех, поскольку он рискованный, как никогда… Схема предоставления кредита на возмещение ущерба сопряжена с вытекающими экономическими, финансовыми и юридическими рисками. Это объясняет, почему мы продолжаем настаивать на естественном источнике финансирования», — подчеркнул Прево.

Однако фон дер Ляйен продолжила принуждать Бельгию к принятию ответственности за изъятие российских средств, после чего Прево все же отклонил проект Еврокомиссии, не дожидаясь его обнародования.

А Барт де Вевер и вовсе отказался от дипломатической риторики и начал называть вещи своими именами. 

«Украсть замороженные активы другой страны, ее суверенные фонды, — такого еще никогда не было. Речь идет о деньгах Центрального банка России», — заявил бельгийский премьер.

По его словам, во время конфликта национальные активы можно заморозить, чтобы после завершения боевых действий проигравшая сторона выплатила репарации, но саму мысль о победе Украины он высмеял.

«Но кто действительно верит, что Россия проиграет в Украине? Это сказка, полная иллюзия… И кто верит, что Путин спокойно согласится на конфискацию российских активов? Москва дала нам понять, что в случае конфискации Бельгия и я лично будем чувствовать это "вечно"», — сказал де Вевер в интервью La Libre.

Он также напомнил, что у Euroclear хранятся миллиарды евро в России. Кроме того, в РФ ведут свой бизнес и другие бельгийские предприниматели. За счет их активов Москва может погасить потери в случае изъятия ее денег в Европе. 

Парламент Бельгии встретил овациями отказ главы своего правительства отдать замороженные активы РФ Еврокомиссии. 

Чуть позже Financial Times написала, что опасения де Вевера разделяют и лидеры других европейских стран. В беседе с журналистами FT высокопоставленный представитель одного из членов ЕС назвал идею фон дер Ляйен безумием. А еще один чиновник сравнил предоставление «репарационного кредита» с попыткой въехать в стену на автомобиле. 

Вмешалась в публичную дискуссию и гендиректор фонда Euroclear Валери Урбен лично. Она назвала идею выдачи «репарационного кредита» опасной и спрогнозировала жесткие ответные меры со стороны Москвы. После этого в фонде прямо заявили, что не готовы передать российские средства на украинские нужды. 

«Нет такой процедуры, по которой Euroclear просто так [передает] деньги Евросоюзу. Это деньги Euroclear, и они связаны требованиями Центрального банка России о возмещении расходов»,отрезала Урбен. 

В итоге Еврокомиссия скорректировала свою позицию и предложила разделить финансовые гарантии между всеми странами ЕС. Однако у членов Евросоюза идея не вызвала воодушевления, да и правительство Бельгии уже о компромиссах слышать не хотело. Де Вевер открыто назвал идею ЕК «воровством».

«Это было бы все равно, что войти в посольство, вынести всю мебель и продать её», — пояснил он. 

Барт де Вевер. Фото: Вконтакте

Барт де Вевер. Фото: Вконтакте

В ответ на откровенности бельгийского премьера в его адрес посыпались угрозы. Западные СМИ со ссылкой на некие высокопоставленные источники сообщили о том, что де Веверу угрожали сделать его «нерукопожатным» в европейских «верхах», как Виктора Орбана. Главе правительства Бельгии обещали прекратить с ним консультации по вопросам политики ЕС и не отвечать на его звонки. 

Однако давление со стороны «проукраинской» фракции в Евросоюзе не сработало. Напротив, прессинг консолидировал государства, относящиеся к идее «репарационного кредита» скептически. А сам де Вевер получил кредит доверия от соотечественников. Согласно данным социологов, 67% жителей Бельгии выступили против передачи Украине российских активов. 

Единственное, чего смогла добиться Урсула фон дер Ляйен от властей Бельгии и других «антирепарационщиков», — склонить их к голосованию за «бессрочное» продление заморозки российских средств. Хотя данный шаг также не соответствовал никаким нормам международного права, европейцы считают, что официальная Москва на это не будет реагировать так жестко, как на гипотетическое изъятие российских денег. 

На фоне переговоров по продлению «заморозки» выкристаллизовалась группа из четырёх государств, жёстко выступающих именно против «репарационного кредита»: Бельгия, Болгария, Мальта и Италия. Позиция Рима сыграла особо важную роль в процессе кулуарной борьбы, так как речь идет о третьей по значимости экономике в ЕС.

После выступления итальянцев процесс противодействия «репарационной» затее стал лавинообразным. Принципиальную юридическую позицию по данному вопросу заняли страны, которые ранее просто критиковали проект Еврокомиссии: Венгрия, Чехия и Словакия. Таким образом, в ЕС появилось «блокирующее ядро» из семи государств, пообещавших не допустить конфискации активов РФ ни под каким предлогом. А поддерживающие ЕК эксперты заговорили о подготовке критиками кредита «сокрушительного удара» по Украине. 

В итоге власти Бельгии заявили, что окончательно отвергают «репарационные» предложения и посоветовали Еврокомиссии искать другие варианты помощи Киеву. Германия и Латвия попытались продавить решение об отмене единогласного голосования по вопросу изъятия российских средств. Но бельгийское правительство сделало эту дискуссию бессмысленной, заявив, что «замороженные» активы РФ все равно не отдаст. В свою очередь Словакия и Венгрия заблокировали предложение совместного кредита Украине из «общеевропейской» кассы. 

«Я, конечно, могу пойти на компромиссы, но по ряду пунктов, которые ставят под угрозу финансовую безопасность Европы и Бельгии, это невозможно. Для предельной ясности: это невозможно», — заявил де Вевер накануне встречи по вопросу финансирования киевского режима. 

Итог оказался ожидаемым. Еврокомиссия так и не смогла провести решение о «репарационном кредите» (хотя оставила за собой возможность вернуться к обсуждению в будущем). Вместо этого ЕК убедила страны ЕС предоставить Украине «прямой» кредит на 90 млрд евро. При этом комиссии пришлось пойти на компромисс с Венгрией, Чехией и Словакией в обмен на то, что они не стали блокировать решение по новому кредиту, их освободили от необходимости вносить в него финансовые вклады. 

Фото: Вконтакте

Причем что делать Украине, теперь непонятно. Согласно оценкам МВФ, Киеву уже к весне необходимы для выживания 137 млрд евро (160 млрд долларов США). Кредит ЕС покроет данные потребности менее чем на две трети. А других источников финансирования у украинских властей в обозримом будущем не предвидится. В сложившейся ситуации режим Владимира Зеленского не сможет выплачивать даже стодолларовые пенсии и выполнять другие минимальные социальные обязательства. 

Для того чтобы дальше использовать Украину как «таран» против России, европейским странам придется либо убеждать Зеленского устроить голод в Незалежной, либо жестко выводить из зоны комфорта собственных граждан. При этом сегодня даже в самой лояльной по отношению к Киеву Германии сторонников сокращения помощи Украине в два с лишним раза больше, чем граждан, согласных на ее расширение (46% против 21%). А попытка вернуться к сценарию с изъятием российских активов принесет Киеву лишь временное облегчение, зато гарантирует Европе большие неприятности со стороны Москвы. 

Европейский русофобский проект провалил уже не только «План А», но «План Б», перейдя к функционированию по принципу «живём одним днем». Уже в ближайшем будущем Брюсселю придется либо капитулировать, либо поднимать градус эскалации со всеми сопутствующими рисками. 

Другие материалы