Польская экспансия в Белоруссии. От Кревской до Люблинской унии (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Началом активной польской экспансии на земли Белой Руси является 1385 год (на Украине эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси), когда Великий Князь Литвы и Руси Ягайло, князья Скиргайло, Корибут, Лугвен и Витовт с многочисленной свитой по решениям Кревской унии дали обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». На этот шаг руководство Великого княжества Литовского вынуждено было пойти в связи с ослаблением государства после многолетней гражданской войны между Ягайлой и отцом Витовта Кейстутом, убитым сторонниками Ягайлы в Креве. В 1386 году Ягайло заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайлой обязательствам, он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской этнорелигиозной экспансии.

Вся последующая политика поляков на востоке сводилась к религиозному прозелитизму и колонизации западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому образцу.

В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. Для того, чтобы способствовать этому процессу, Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена. Часть православной западнорусской знати также приняла католицизм, прельстившись привилегиями. В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещёной по католическому обряду Литве, но и в западнорусских землях - Белоруссии и на Украине. Были со стороны Ягайлы попытки привлекать к католичеству православных и насилием. Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.

Всё это вызывало значительное недовольство русских феодалов. Они начали всё решительнее выступать против объединения княжества и польской короны. Их поддержали и часть литовской знати, недовольная усилением польского влияния в Литве. Борьбу против Ягайло возглавил сын Кейстута Витовт и православный князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Ягайло, будучи польским королём, вынужден был уступить – два трона было не удержать, и Витовт стал великим князем литовским, русским и жемойтским. Польша и Великое княжество Литовское объявлялись союзными государствами, но всё же с первенствующей ролью польского короля. Полякам было запрещено приобретать земли и селиться в Великом княжестве Литовском.

 

XVвек

 

Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Великого княжества Литовского. Этому содействовали и военные успехи – в состав княжества в результате успешных войн вошла Южная Подолия, появился выход к Чёрному морю. В 1410 году Польша и Великое княжество Литовское при поддержке русских полков нанесли решающее поражение Тевтонскому ордену, после которого он уже не восстановил былого могущество. Теперь уния была уже не так и нужна.

В это время ни Польская корона, ни княжество Литовское не были абсолютными монархиями. Многие вопросы решались на радах и сеймах – коллективных собраниях наиболее значимых представителей знати. В Великом княжестве Литовском католическая знать опасалась потерять те привилегии, которые она приобрела в результате унии. Она добивалась не столько независимости от Польши, как этого хотел Витовт, сколько уравнивания прав с польской шляхтой. На этом противоречии и сыграли Ягайло и польская шляхта.

В 1413 году в Городле (замке на Западном Буге) произошёл съезд феодалов Польши и княжества Литовского. Княжество было представлено католиками. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое братство. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. После смерти Витовта и Ягайлы новых короля и великого князя польско-литовские феодалы должны были избрать совместно. Витовту был обещан королевский титул, а княжество должно было стать полноправным королевством, как и польская корона. Православные феодалы княжества остались ни с чем.С Городельского сейма в Литве постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. До 1413 года устройство княжества было похоже на русское: под великим князем правили удельные, вокруг них группировалась дружина, города имели вечевое устройство, крестьянство свободно передвигалось. С введением польских порядков, с 1413 года, в Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество и польские нравы; города получают "Магдебургское право польских городов". В Литве являются сеймы и сеймики (местные сеймы), как были они в Польше, появляются и пожизненные должности по польскому образцу.

Это ещё больше усугубило противоречия между двумя составляющими ВКЛ (Великого княжества Литовского) – нового литовского католичества и русского православия. В 1430 году новым великим князем был избран Свидригайло. Последний, несмотря на то что придерживался католичества, был противником унии с Польшей и поддержал требования исповедующей православие знати уравнять их в правах с католиками. Стремясь привлечь православных на свою сторону, Свидригайло начинает привлекать их к управлению государством, раздавать земли и замки. Недовольная литовская католическая знать при поддержке поляков провозглашает великим князем брата Витовта Сигизмунда. Свидригайло отправляется в один из оплотов православия – Полоцк. В 1432 году начинается гражданская война. Православные составляли в ВКЛ численное большинство и поначалу казалось, что именно они и одержат победу. Однако Ягайло и поддерживаемый ими Сигизмунд хорошо понимали, что православные поддерживают Свидригайло из-за того, что не имеют равных прав с католиками. Поэтому в 1432 и 1434 годах Ягайло и Сигизмунд издали новые привилегии, практически уравнивающие православную и католическую знать. Русские стали покидать лагерь Свидригайло, и последний в 1436 году был окончательно разгромлен. Поляки вынуждены были временно уступить, чтобы не потерять западнорусские земли.

В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей - восточной и западной. Польское правительство, само мечтавшее о такой унии, вздумало поддерживать ее в Польше, и в результате явилась грамота преемника Ягайлы Владислава III. Предоставляемые русской Церкви права, в случае принятия ею унии, должны были служить внешним побуждением к переходу православного духовенства в унию. Но русские не приняли Флорентийской унии. Эта грамота не имела никакого практического значения, но она интересна в том отношении, что знакомит нас с фактическим положением православной Церкви в Польше: в ней прямо говорится, что «церковь восточная» и ее духовенство, из-за разности в вере и несогласия с католической, «первей... утисненье поносили» и иногда до такой степени, что у них даже отбирались разными лицами «села и державы» (имения).

В 1440 году преемник Ягайлы Владислав IIIстал ещё и королём Венгрии, что привело к войне с турками. Потребовалось серьёзная мобилизация всех военных сил короны и княжества, в том числе и поддержка православных. Брат Владислава III, погибшего в 1444 году под Варною в битве с турками, Казимир Ягеллон только спустя почти три года согласился принять предложенную ему польскими панами (еще в 1445 году) польскую корону и таким образом, снова соединил в своем лице Польшу и Литву. В 1447 году при Казимире православные феодалы добились окончательного юридического уравнивания своих прав с католиками, хотя на практике неявная дискриминация православных всё равно продолжалась.

Польско-литовские противоречия обострились после смерти Казимира. Знать ВКЛ в 1492 году самостоятельно, без учёта мнения поляков, избрала себе нового великого князя – королевича Александра. Поляки в то же время вынуждены были избрать своим королём третьего сына покойного короля Яна Альбрехта, который прибыл на Пиотрковский съезд с сильным военным отрядом. Уния вновь оказалась под угрозой расторжения. И корона, и княжество в конце века вновь втягиваются в кровопролитные войны. Польское коронное войско терпит тяжелейшее поражение в 1497 году на Буковине от турок и крымских татар и вынуждено отступить с большими для себя потерями. Почти непосредственно за этой неудачей последовали два больших нашествия турок на Польшу. Турки проникли вглубь Польши, дошли даже до Сандомира, произвели страшные опустошения и забрали в неволю десятки тысяч людей. Литовское войско в 1500 году на реке Ведроша проигрывает сражение войскам Ивана III в начавшейся русско-литовской войне.

 

XVIвек

 

Поводом к войне между Московским и Литовским княжествами было то, что многие князья Восточной Белоруссии стали переходить в подданство единоверному московскому князю. Литва в результате утратила 25 городов и волостей и вынуждена была признать за Иваном III титул «государь Всея Руси», а не только «великий князь Московский», что было важной победой московского великого князя для обоснования в последующем объединения всех русских земель.

После смерти Яна Альбрехта Александр занимает и польский престол и вновь объединяет два государства. Война с Московским княжеством заканчивается в 1503 году ценой территориальных уступок и брака Александра с дочерью Ивана III. Турок и татар удаётся остановить только в 1527 году после победы под Каневым на Украине.

Успехи православных князей Восточной Белоруссии и победы московских войск подтолкнули православных ВКЛ к новому восстанию. После смерти Александра западнорусское национально-освободительное восстание в 1508 году возглавил один из лидеров православных ВКЛ Михаил Глинский. Иван III обещал ему свою поддержку в стремлении создать самостоятельное православное государство. В целом восстание было неудачным – Глинских поддержали только Мстиславские и некоторые другие князья. Большинство православной знати решило отсидеться. В этих условиях Глинский вынужден был отойти к Днепру, где стояли русские войска. Но и Русь была обескровлена прошедшей войной, и русские рати, прикрыв отряды Глинского, переправились вместе с ними на другую сторону реки, не вступая в сражение с подошедшими войсками нового польского короля Сигизмунда I. Участники восстания, оставшиеся в Литве, подверглись репрессиям. Вместе с тем Сигизмунд I понимал, что притеснения православных были главной причиной прорусского восстания. Поэтому при нем православным не навязывали никакой религиозной унии, а латинское духовенство не предпринимало никаких особенных мер к распространению своего учения среди православных.

В 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну, имевшую целью обеспечить Руси выход на побережье Балтийского моря. Ливонский орден терпит поражение и признаёт себя вассалом Великого княжества Литовского. Русские войска вступают на территорию ВКЛ. В 1563 году русские войска овладевают Полоцком. Путь на Вильно в Литву открыт. Православные белорусы открыто поддерживают русские войска.

В этих условиях в 1569 году в Люблине был созван общий польско-литовский сейм, который продлился шесть месяцев. Поначалу литовские послы, увидев, что поляки хотят воспользоваться трудностями княжества и навязать свои условия унии, демонстративно покинули Люблин. Тогда Сигизмунд IIсвоим указом присоединил к Польше почти всю Украину. ВКЛ, занятое войной с Русью, не смогло этому воспрепятствовать. Попытки договориться с Иваном Грозным также не имели успехов. Тогда через полгода литовские послы вернулись в Люблин и подписали унию на польских условиях.

Многие современные польские, литовские и даже белорусские историки представляют Люблинскую унию в качестве «равноправного договора народов», хотя на самом деле это был обыкновенный аншлюс – Польша, воспользовавшись трудным положением княжества, навязала ему свою волю. Обе страны окончательно объединялись в единое государство с единым монархом – Речь Посполитую. Княжество сохранило определённую автономию – название, местное самоуправление, войско, русский язык в качестве государственного. Но ведущая роль Польши в Речи Посполитой была очевидной. Поляки добились также права получать земли и проживать на территории княжества Литовского. Это послужило началом новой волны польской экспансии – польская шляхта стала получать от короля земли на территории Белоруссии и православных русских людей в качестве крепостных. Украина окончательно отошла от ВКЛ под власть Польши. О степени «равноправности» короны и княжества можно судить по количеству депутатов сената Речи Посполитой – из 180 делегатов лишь 46 представляли Великое княжество Литовское.

 

Люблинская уния стала предвестником унии религиозной, усиления польского гнёта и последующих крестьянско-казацких восстаний. К этому времени иезуиты, явившиеся в Польшу и Литву в 1565 году, успели ликвидировать занесённое в Литву из Германии протестантство и обратили своё внимание на православных. В этом они встретили полное понимание со стороны польского короля Стефана Батория, также желавшего подорвать влияние «схизматиков».

В ответ на Люблинскую унию во многих городах Белоруссии создаются православные братства.

Конец XVI века ознаменовался борьбой за престол в Речи Посполитой. Существовал даже и такой своеобразный, но так и не реализованный проект объединения в одно государство Речи Посполитой и Руси.

(Окончание слудует)