По следам российско-южнокорейского саммита в Сеуле (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Во время официального визита президента Д.А.Медведева в Республику Корея 10-11 ноября (в ответ на поездку президента РК Ли Мен Бака в Москву в сентябре 2008 года) состоялись переговоры на высшем уровне в узком и расширенном составах, было принято итоговое Совместное заявление, подписано более 20 различных документов.

Несмотря на быстротечность визита – с середины дня 11 ноября уже начались мероприятия в рамках саммита участников «Большой двадцатки», - программа пребывания российского руководителя оказалась на редкость насыщенной. В числе запоминающихся событий надо упомянуть встречу Д.А.Медведева с российскими и корейскими бизнесменами; участие в стартовавшем в южнокорейской столице «Диалоге Россия – Республика Корея», призванном открыть новый регулярный канал общения на неправительственном уровне; церемонию передачи российской стороне на длительное хранение флага легендарного крейсера «Варяг», который все это время находился в музее города Инчхона.

Визит Президента России в Республику Корея состоялся в год, когда две страны отметили 20-летие установления дипломатических отношений. За это время России и Южной Корее удалось заложить достаточно прочную диверсифицированную базу двустороннего взаимодействия. Динамично развивался политический диалог – лидеры двух стран теперь встречаются не менее двух раз в год, включая контакты в ходе различных международных форумов. Заметно укрепились связи в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной сферах – с каждым годом неуклонно растет число российских и корейских граждан, посещающих, соответственно, Корею и Россию. Москва и Сеул плодотворно сотрудничают на международной арене с учётом широкого круга вопросов, по которым взгляды двух стран близки или совпадают.

Южная Корея сейчас занимает место одного из ведущих торговых партнеров России в Азии. Отсутствие во взаимоотношениях нерешенных политических проблем и взаимодополняемость двух экономик, в то же время острая заинтересованность Южной Кореи в получении доступа к российским энергоресурсам, а России – к корейской высокотехнологичной продукции обеспечивали до последнего времени бурный рост двусторонней торговли. За период с 2002 по 2008 годы товарооборот между двумя странами увеличился более чем в 9 раз – с 2 до 18, 5 млрд. долларов, тогда как еще менее четверти века назад торговля двух стран стартовала фактически с нулевой отметки. Вместе с тем доля России в общем объеме южнокорейской внешней торговли остаётся пока незначительной - 2-3%. Показатели торговли Республики Корея с её ведущими партнёрами - США, Японией, Китаем, измеряемые сотнями миллиардов долларов, в обозримой перспективе остаются для России недосягаемыми.

Есть в торгово-экономических отношениях России с РК и другие «болевые точки». Мировой финансовый кризис показал, что эти отношения ещё не приобрели желаемой устойчивости, что они во многом подвержены влиянию международной конъюнктуры. Так, в 2009 году объем товарооборота между двумя странами сократился более чем на 40% по сравнению с предыдущим годом и составил 10,5 млрд. долларов. И хотя с начала 2010 года идёт восстановление потерянных темпов и объемов торговли, нет гарантий, что спад прошлого года не повторится.

Урок, вытекающий отсюда, состоит в необходимости «осовременивания» структуры торгово-экономического сотрудничества в сторону снижения удельного веса сырьевых товаров в российском экспорте и увеличения взаимных поставок высокотехнологичной продукции. Сейчас доля минерального сырья, энергоресурсов и металлопродукции в российском экспорте в РК составляет не менее 80% и наращивание стоимостных объемов традиционной товарной номенклатуры экспорта-импорта упёрлось в потолок. Для движения вперед необходимо предложить рынку новые товары, определить новые направления, модели и механизмы взаимодействия.

Судя по тексту Совместного заявления, подписанного в Сеуле, именно в этом ключе проходили переговоры лидеров двух стран. Стороны, в частности, договорились в кратчайшие сроки разработать программу партнерства в целях модернизации и инновационного развития. В качестве стратегических направлений определены связь и телекоммуникации, банковское дело, коммерциализация инновационных и прикладных научных разработок, сотрудничество в природоохранной сфере, включая программу создания экологически чистых технологий и энергосбережение. Одновременно достигнута договоренность о продолжении сотрудничества в сфере высоких технологий, в том числе в области информационных, нано- и биотехнологий, полярных исследований, ядерной энергетики, создания новых материалов и оптической науки.

Особое значение имеют два документа, подписанных во время визита Д.А.Медведева в Сеул: межведомственный меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве двух стран в области модернизации экономики и межправительственное соглашение о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства.

Меморандум предусматривает соединение усилий в деле экономической модернизации, сотрудничество в сфере инновационного развития, создание «технологий будущего», взаимное поощрение инвестиций в инновационные технологии, создание и продвижение на рынки современной конкурентоспособной продукции. Межправительственное соглашение создаёт более благоприятные условия контактов между представителями деловых кругов двух стран, облегчает процедуры получения виз, снимает существующие ограничения для сотрудников представительств компаний и других юридических лиц, в том числе по срокам их пребывания с целью осуществления трудовой деятельности на территориях того и другого государства.

Договоренность сторон об участии южнокорейских компаний и отдельных исследователей в работе центра «Сколково» и поездках российских ученых и представителей делового мира в аналогичные инновационные центры в РК говорит о том, что российско-южнокорейское экономическое сотрудничество выходит на принципиально новый уровень. Южная Корея имеет все шансы стать одним из первых партнеров России в Азии по модернизации.

Президент России подтвердил также готовность продолжать сотрудничество с Южной Кореей в области торговли энергетическим и другим сырьём, причем так, чтобы это отвечало задачам Москвы по развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, имеется в виду, что, поставляя на корейский рынок сырьевые товары, Россия будет стремиться к расширению их номенклатуры и повышению глубины переработки. Кроме того, желательно большее участие корейских нефте- и газохимических компаний в развитии российского Дальнего Востока, в запуске предприятий по производству сжиженного или сжатого природного газа – в том числе для последующего экспорта продукции как в РК, так и на рынки третьих стран. Уже сейчас Республика Корея является одним из наиболее крупных покупателей СПГ в рамках проекта «Сахалин-2»: с 2008 года в течение 20 лет в эту страну будет поставляться ежегодно 1,5 тонн сжиженного газа. «Газпром» и южнокорейская газовая компания договорились начать переговоры о продаже дополнительных объемов газа в РК. Начиная с 2017 года, в эту страну будет ежегодно поступать до 10 млрд. куб. метров природного газа с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

И всё же говорить о том, что российско-южнокорейский саммит во всех отношениях знаменует значительный прогресс и сближение между Москвой и Сеулом, пожалуй, рано. О трудностях, подводных камнях и реальных перспективах будущих отношений России с Республикой Корея – речь во второй статье.

(Окончание следует)
 
Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться