Ливия и Корея: роковое сцепление событий (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Расползание нестабильности и политические перевороты на Арабском Востоке породили в определенных кругах надежды на то, что эта, так сказать, демократическая волна докатится и до Северной Кореи. Действительно: если шансов произвести смену режима в КНДР военным путем нет, то почему бы не попытаться добиться этого менее рискованным и не столь затратным способом, например путем оказания «помощи» северокорейскому населению, «жаждущему демократии»?

Именно такой настрой возобладал сейчас в консервативной части политического истеблишмента Южной Кореи. Администрация президента Ли Мен Бака, которая с момента прихода к власти в феврале 2008 года отказалась от ранее проводившейся официальным Сеулом линии на примирение и сотрудничество с Севером и выступила с крайне жесткими, идеологизированными подходами к межкорейским отношениям, исходит в своих расчетах из того, что нынешний режим в Пхеньяне теряет прочность и может в скором времени рухнуть под давлением внутренних проблем либо благодаря воздействию извне. Соответственно, задача, которая выдвигается на передний план в деятельности южнокорейских властей по отношению к северному соседу, сводится преимущественно к тому, чтобы попытаться ускорить процесс, по завершении которого, полагают мечтатели в Сеуле, Северная Корея, как «спелый плод», сама «упадет к ногам» Южной Кореи. Изначальная стратегическая установка команды нынешнего южнокорейского президента - окончательно и быстро (в идеале - за время пребывания нынешней администрации у власти) «дожать» КНДР и осуществить объединение страны на своих условиях, то есть, попросту говоря, «абсорбировать» Север.

Многие данные, в том числе материалы сайта WlkiLeaks, показывают, как настойчиво высокопоставленные южнокорейские дипломаты пытаются внушить своим американским коллегам, что северокорейский режим в настоящее время крайне неустойчив, здоровье вождя Ким Чен Ира критически слабо (намного хуже, чем есть на самом деле), голодный и недовольный народ встретит перешедшие через 38-ю параллель южнокорейско-американские войска как освободителей, а главное – КНР, этого первого союзника и спонсора Пхеньяна, можно на определённых условиях убедить воспринять действия по ликвидации КНДР терпимо (1). То есть нужен всего один, но решительный шаг – и заветная мечта о смене режима на Севере осуществится.

 То, что подобные оценки положения КНДР, состояния её связей с Китаем, будучи далеки от действительности, не воспринимается большинством экспертов и в самой Республике Корея (РК), и за рубежом всерьёз, авторов этих оценок мало смущает, настолько они уверовали в силу своих выводов и рекомендаций.

В русле избранной руководством РК стратегии Сеул предпочитает сейчас действовать по принципу "чем хуже для КНДР и ее населения - тем лучше". В конкретном плане усилия направляются на то, чтобы еще более усугубить международную изоляцию Пхеньяна, лишить его доступа к мировым финансовым ресурсам, гуманитарной помощи, ограничить внешнеторговые возможности страны, создать вокруг КНДР атмосферу недоверия и конфронтации. Одновременно акцент делается на развертывание агитационно-пропагандистской работы против Северной Кореи путем ведения радиопередач и засылки аэростатов с листовками, содержащими информацию о событиях в Египте, Ливии и Сирии, призывами к «народной революции» и насильственному свержению существующего режима (для большей привлекательности к памфлетам часто прикрепляются мелкие деньги, портативные радиоприёмники и даже продукты питания, например лапша рамён). С территории приграничных районов Китая, где проживает немало этнических корейцев, многочисленные миссионеры различных религиозных организаций, представители разнообразных НПО и разведсообщества РК ведут целенаправленную деятельность по дискредитации власти в КНДР и продвижению на Север «либерально-рыночных ценностей».

По имеющимся сведениям, южнокорейское правительство уже разрабатывает комплекс мероприятий на случай коллапса КНДР и перспективы объединения Кореи по сценарию «поглощения» Севера Югом, который, в частности, включает подбор и подготовку кадров в целях их возможного использования на руководящих постах в Северной Корее после ее реинтеграции с РК. Известно, что все время после окончания Корейской войны в РК существует неафишируемое, но официальное ведомство – своего рода теневое правительство для Северной Кореи, в котором, в частности, сформированы группы профессионалов-«пхеньяноведов», призванные в час «Ч» стать ядром как центрального правительства, так и администраций всех северокорейских провинций. Теперь речь идет о том, чтобы в дополнение к ранее существовавшим структурам сформировать команды экспертов из числа находящихся на Юге северокорейских перебежчиков, которые могли бы возглавить местные органы власти в «северных провинциях», а также обеспечить «эффективный экономический менеджмент» на уровне органов государственного управления и частных корпораций.

Уже из этих немногих примеров видно, что «фронт работ» развернут широко. Средства, которые ещё в недалеком прошлом выделялись Сеулом под межкорейские экономические проекты и оказание гуманитарного содействия КНДР, теперь переориентированы на ведение подрывной работы против пхеньянского режима. И каковы же ее результаты? Пока их не видно: ситуация в Северной Корее, несмотря на серьезные социально-экономические проблемы, остается внешне устойчивой, а признаков «волнений» или открытых проявлений недовольства политикой руководства страны пока почему-то не отмечается.

Это, конечно, можно объяснить закрытым характером и информационной изоляцией северокорейского общества, а также результатом работы отлаженной контрольно-репрессивной машины в КНДР, что позволяет в целом успешно противодействовать «разлагающему» внешнему воздействию. Пхеньянские пропагандистские издания настойчиво предупреждают: «когда вокруг много вредных насекомых, надо вовремя ставить на окна и двери противомоскитные сетки». Однако как бы то ни было, фактом остается то, что в отличие от стран Арабского Востока в Северной Корее нет реальной оппозиции, которую можно бы было заблаговременно «простимулировать» и попытаться привести к власти в качестве «легитимного правительства», опирающегося на поддержку большинства населения.

В этом было бы полезно разобраться более основательно. Дело в том, что северокорейская элита, несмотря на внутренние противоречия и подковерную борьбу по поводу распределения властных полномочий и привилегий, по отношению к внешнему миру выступает достаточно консолидированно. Это легко объяснить тем, что практически все представители правящей когорты имеют в своем активе немало «грехов» и «черных пятен», бросающих тень на их репутацию в глазах Запада, поэтому каких-либо иллюзий насчет своей «востребованности» в случае смены режима или «демократического переворота» эти люди не испытывают.

Кроме того, пхеньянские руководители прекрасно осведомлены о том, как в том же Египте военные и судейские сводят счеты с представителями старого режима. Им хорошо запомнилась судьба не только С. Милошивича и С. Хусейна, но и южнокорейских президентов-генералов, немало сделавших для расцвета «экономического чуда на берегах Хангана» - Чон Ду Хвана и Ро Дэ У, приговорённых первым президентом-демократом Ким Ён Самом к смертной казни и 20 годам заключения соответственно (только вмешательство Вашингтона спасло опальных президентов). Проецируя эту ситуацию на себя и зная особенности корейского национального характера и традиций, они твердо убеждены, что в случае политического поражения Севера и прихода туда южнокорейских «братьев» «никто не дождется пощады». Отсюда мораль: как бы представители северокорейской элиты ни относились друг к другу и к высшему руководству страны,  жить при нынешнем режиме и по правилам «клана Кимов» для них предпочтительнее перспективы оказаться на скамье подсудимых в условиях новой «демократической Кореи».

Что же касается рядового северокорейского населения, то и там нет ничего похожего на поляризацию сил по линии «демократы» - «традиционалисты». Среднестатистический гражданин КНДР, как правило, не имеет представления о том, за какие такие «перемены» или «реформы» ему следует бороться, и, скорее всего, будет приветствовать любую твердую власть, пусть даже немного и деспотичную, которая сможет уделить ему толику внимания – улучшить материальное положение, отодвинуть угрозу голода, холода, болезней.

Кроме того, на Севере жива память о жестокостях Корейской войны, и в потенциальных южнокорейских «освободителях» многие северяне видят бывших помещиков, стремящихся вернуть свои земли, а местное население опять сделать батраками.

О низком уровне политической «пассионарности» северокорейского населения свидетельствует и такой характерный факт, что из всего объема разнообразной информации, поступающей по различным каналам из Южной Кореи, наибольшей популярностью пользуются вовсе не новостные блоки или рассказы о «зажиточной» жизни в РК, а так называемые «драмы» - южнокорейский вариант «мыльных опер».

Естественно, пытаться доказывать полную неуязвимость северокорейской системы перед лицом нарастающих внутренних и внешних вызовов было бы опрометчиво. Народное хозяйство КНДР все более остро нуждается в топливе, энергии, продовольствии, товарах первой необходимости, которые страна сама произвести не в состоянии. Поэтому, если внешняя «удавка» стараниями Сеула и Вашингтона будет продолжать сжиматься, экономический, а за ним и политический обвал полностью исключить нельзя.

Каков будет в этом случае окончательный финал и какие политические силы «выйдут на поверхность» в Северной Корее, знать, конечно, в настоящий момент никому не дано. Тем не менее южнокорейцам, которые сейчас усиленно пытаются «раскачивать лодку» в надежде на то, что им удастся овладеть обстановкой и будущий порядок на Севере, а также в единой Корее будет кроиться по сеульским лекалам, следовало бы поостеречься возможных последствий авантюрных действий. В случае гипотетического распада центральной власти и потери управляемости в КНДР вполне реальным итогом может стать не «демократическое» преобразование общества, а нарастание хаоса, начало войны «всех против всех» с высокой вероятностью гуманитарной катастрофы и массового исхода беженцев в сопредельные страны. С уверенностью можно сказать, что это приведет к полной разбалансировке ситуации в регионе, нарастанию уровня конфликтности не только на Корейском полуострове, но и между державами, соседствующими с ним.

_____________________________________

(1) The Guardian, November 29, 2010 reporting on WikiLeaks Cables.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться