ОДКБ на дуге нестабильности

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Создание эффективных союзов - одна из основополагающих функций государства, укрепляющая его международное положение. Неслучайно исчезновению СССР предшествовала ликвидация двух важнейших межгосударственных союзов – Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи.  К возникновению устойчивых организаций, усиливающих государства-члены, может и должно вести стратегическое партнерство. В такой группе объединений находятся ОДКБ и ШОС – наиболее важные современные союзы, созданные при активном участии России.

Организация Договора о коллективной безопасности была развернута в 2002 г. на базе Договора о коллективной безопасности, заключенного в 1992 г. шестью бывшими советскими республиками – Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Российской Федерацией. В 1993 г. к ним присоединились Белоруссия, Азербайджан и Грузия. В 1994 г. договор вступил в силу после обмена ратификационными грамотами. В 1999 г. Грузия, Азербайджан и Узбекистан не пролонгировали договор на очередные 5 лет, так что в 2002 г. организацию создавали лишь 6 стран. Позже, в 2006 году, было восстановлено членство Узбекистана, и в настоящее время членами ОДКБ являются 7 постсоветских республик.

Пакт возник в весьма сложной геостратегической обстановке, когда внешнеполитические позиции России драматически ослабли. Возникший однополярный мир ставил перед российским руководством всё новые проблемы… На главном направлении – в отношениях с Западом и, прежде всего, с Соединёнными Штатами и НАТО Россия сохраняла свой статус почти исключительно благодаря обладанию стратегическими ядерными силами. НАТО неуклонно, невзирая на возражения Москвы, продвигалось на восток. В 2001 г. началась война США и НАТО в Афганистане, в южном подбрюшье России. Сложная стратегическая обстановка, усугубившаяся в 2003 г. началом войны в Ираке, также потребовала активных действий внутри и вне страны.

В этом контексте и возникла Организация Договора о коллективной безопасности. Она должна была быть и не могла не быть военно-политическим союзом с главной целью отражения внешней агрессии против членов ОДКБ (статья 4). Первые совместные вооруженные силы ОДКБ были сформированы в 2001 г. и назывались Коллективными силами быстрого развертывания Центральноазиатского региона  (КСБР ЦАР). Однако межгосударственное соглашение по этому решению удалось выработать только к 2007 г., а на утверждение Госдумы РФ проект закона об этом соглашении был представлен лишь в 2009 г.

Тогда же прошли первые военные учения этого контингента, включающего в себя подразделения из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и РФ. Всего в КСБР ЦАР насчитывается 4 тыс. чел.,  10 самолетов и 14 вертолетов. Наиболее крупный контингент – из РФ (три батальона из десяти). Уже без былого нарочитого торможения были созданы КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования), которые насчитывают около 20 тыс. военнослужащих (17 тыс. солдат и офицеров и 2 тыс. сотрудников спецназа). Подготовлена юридическая и материальная база для комплектования миротворческого контингента ОДКБ (6 стран без Узбекистана) в 3,5 тыс. чел. и 500 сотрудников правоохранительных органов. Правда, высказывалось мнение, что ОДКБ вообще не военно-политический, а просто международный региональный союз, но в последнее время подобные голоса стихли.

Высший орган ОДКБ – Совет коллективной безопасности – собирается на официальные и неформальные заседания достаточно часто (как правило, раз в полгода). Активно работают органы второго ряда – совет МИДов, совет Минобороны, комитет секретарей Советов безопасности, другие органы. Решения, кроме процедурных, принимаются на основе консенсуса. В настоящее время в их повестке дня наиболее актуальными являются две проблемы: внутренняя – отношения к событиям в Киргизии и вообще к внутренним беспорядкам в странах-членах организации и внешняя – афганская проблема.

События в Киргизии интенсивно обсуждались в ОДКБ на всех уровнях. Хотя с правовой точки зрения вмешательство во внутренние дела членов организации исключается, трактовалось это положение руководителями стран-членов ОДКБ нередко по-разному. Если, например, президент Белоруссии А. Лукашенко, хотя и в опосредствованной форме, выступал за оказание помощи президенту К. Бакиеву во время событий в Киргизии, то позиция президента Узбекистана И. Каримова была, скорее, противоположной – ОДКБ, по его суждению, не должна ни в коем случае вмешиваться во внутренние дела стран-членов; требования национальных законодательств и региональные реалии должны иметь приоритет.

Этот вопрос был предметом экспертного изучения и переговоров между участниками организации и в ее структурах, в том числе и на недавней неформальной встрече глав государств в Астане. Белоруссия развивала свою позицию в том смысле, что потенциал ОДКБ должен использоваться для предотвращения государственных переворотов, против терроризма и экстремизма в странах-членах. Москва высказывается в поддержку такой позиции, памятуя, в частности, о недавних драматических событиях в Северной Африке.

Весьма актуальна для ОДКБ и афганская проблема. У южных границ России создана очень опасная дуга нестабильности, которая охватывает Афганистан, Таджикистан, Киргизию и Узбекистан. Наряду с войной в Афганистане существуют серьезные споры между Узбекистаном и Таджикистаном по важнейшему для них вопросу о воде, а также по ряду экологических проблем. Что касается трений между Киргизией и Узбекистаном, то речь идет о нахлынувших из Киргизии летом 2010 г. 100 тысячах беженцах-узбеках. Подспудно проблема заявляла о себе уже не одно десятилетие. Новые конфликты подобного рода здесь вполне вероятны, и участники ОДКБ поступят разумно, если заранее примут эффективные меры к их предотвращению.

Летом 2010 г. был дан старт «Кабульскому процессу» – налаживанию сотрудничества РФ, Афганистана, Пакистана и Таджикистана в торгово-экономической области, в борьбе с наркопроизводством и наркотрафиком, терроризмом и организованной преступностью. Хотя с точки зрения большинства исследователей, разделяемой автором этих строк, единственно верным решением был бы незамедлительный и безусловный вывод всех оккупационных войск из Афганистана, сегодня это маловероятно. Дело надо вести хотя бы к постепенному освобождению страны, чтобы она была в состоянии взять свою судьбу в свои руки. Роль стран-членов ОДКБ здесь может стать весьма заметной.

Однако ни в коем случае нельзя допустить втягивания России и других государств-членов ОДКБ в идущую в Афганистане войну. Именно поэтому вызывают настороженность последние действия российских наркополицейских, участвовавших вместе с американцами в операциях в Афганистане против нарколабораторий (были уничтожены всего четыре из нескольких сотен таких объектов.)

ОДКБ, как и ШОС, в состоянии стимулировать позитивные процессы в Афганистане. Эта страна входит в число приглашенных к работе ШОС, а Пакистан является наблюдателем в ШОС. Обе указанные организации смогут способствовать подключению Афганистана к системе регионального экономического и политического сотрудничества. ОДКБ, как и ШОС,  в определенной мере располагает шансами и для влияния на обстановку вокруг Ирана в сторону снижения создавшейся здесь напряженности. Иран рассматривается сейчас как возможный наблюдатель в ОДКБ. (В ШОС Иран уже является наблюдателем).

ОДКБ развивает тесные и плодотворные отношения с СНГ, ШОС и Евроазиатским экономическим сообществом. Здесь надо выделить возрастающее значение сотрудничества с ШОС - международной региональной организацией, где чрезвычайно активна Китайская Народная Республика.

Таким образом,  у РФ уже есть союз, который действует на здоровых началах политики защиты мира и безопасности в одном из самых сложных по обстановке регионов планеты.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться